А. А. Вознесенский родился в
1933 году. В 50-е годы XX века в литературу
вступило новое поколение поэтов, чье
детство совпало с войной, а юность
пришлась на послевоенные годы. Это
пополнение нашей поэзии развивалось в
условиях бурных перемен в жизни, растущего
самосознания народа. Вместе с поэтами
старшего и среднего поколений молодые
авторы стремились чутко улавливать
запросы развивающейся жизни и литературы
и в меру сил отвечать на них. В. Соколов
и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А.
Вознесенский и многие другие в своих
темах и жанрах, образах и интонациях,
обращаясь к разным художественным
традициям, стремились воплотить черты
духовного облика современного человека,
его тягу к напряженному раздумью,
творческому поиску, активному
действию.
Творчество
Андрея Вознесенского развивалось
сложным путем. Незаурядный талант поэта,
поиски им новых возможностей поэтического
слова сразу привлекли внимание читателей
и критики. В его лучших произведениях
50-х годов, таких как поэма "Мастера”
(1959), стихи "Из сибирского блокнота”,
"Репортаж с открытия ГЭС”, передана
радость работы, оптимистическое
жизнеощущение человека-творца. Лирический
герой Вознесенского полон жажды
действовать, творить:
Я
со скамьи студенческой
Мечтаю, чтобы зданья
Ракетой
ступенчатой
Взвивались
в мирозданье!
Однако
порою в то время ему недоставало
гражданской зрелости, поэтической
простоты. В стихах сборников "Парабола”
и "Мозаика” (1960) энергичные интонации
и ритмы, неожиданная образность и
звукопись местами оборачивались
увлечением формальной стороной
стиха.
Поэт Сергей
Наровчатов, анализируя книгу Андрея
Вознесенского "Витражных дел мастер”,
проследил связь между ее поэтикой и
искусством витража. Как известно, связь
между литературой и изобразительным
искусством давняя, но в наши дни это
"содружество муз” еще более
укрепилось.
В стихах
А. Вознесенского "Роща”, "Бобровый
плач”, "Песнь вечерняя” до предела
заострена мысль о том, что, разрушая
окружающую природу, люди губят и убивают
лучшее в себе самих, подвергая смертельной
опасности свое будущее на Земле.
В
творчестве Вознесенского заметно
усиливаются нравственно-этические
искания. Поэт сам ощущает острую
необходимость обновления прежде всего
духовного содержания поэзии. И выводом
из этих раздумий становятся следующие
строки о жизненном назначении
искусства:
Есть высшая
цель стихотворца —
Ледок
на крылечке оббить,
Чтоб
шли обогреться с морозца
И
исповеди испить.
Эти
порывы и устремления прозвучали в книгах
"Дубовый лист виолончельный” (1975) и
"Витражных дел мастер” (1976), "Тоскую
о милых устоях”. Они обусловили и
появление иных мотивов, образных штрихов
и деталей, например, в восприятии природы.
Отсюда — "Милые рощи застенчивой родины
(цвета слезы или нитки суровой)...”;
"Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты
твоей не нарушу”; "Сосны цветут — свечи
огня спрятав в ладони будущих шишек...”;
"Виснут черемухи свежие стружки...”.
Поэт с каким-то удивлением признается
сам себе: "Вижу как будто впервые озеро
красоты русской периферии”.
Впервые
стихотворения Андрея Вознесенского
были опубликованы в "Литературной
газете”. В 70-е годы вышли сборники
стихов: "Тень звука”, "Взгляд”,
"Выпустите птицу”, "Соблазн”, "Избранная
лирика”.
Вознесенский
работает над произведениями большой
поэтической формы, им написаны поэмы
"Лонжюмо”, "Оза”, "Лед-69”, "Андрей
Палисадов” и др. Его поэмы естественно
вырастают из его стихотворений и
возвышаются среди них, как деревья среди
кустов. Эти поэмы стремительны, образы
не застревают на быте и скрупулезной
описательности, не хотят буксовать.
Пространство дается в полете: "ночной
папироской летят телецентры за Муром”.
В центре внимания — Время (с большой
буквы), эпическое Время:
Вступаю
в поэму,
как в новую
пору вступают.
Так
начинается поэма "Лонжюмо”.
Реакция
поэта на современное, жизненно важное
— мгновенна, безотлагательна, скорая
помощь и пожарная команда его слова —
круглосуточны и безотказны. Болевое,
человечное, пронзительное решительно
и отчетливо характеризует творчество
поэта.
Все прогрессы
реакционны,
если
рушится человек.
"Оза”
Андрею
Вознесенскому принадлежат также статьи
по вопросам литературы и искусства.
Поэт
много занимается живописью, ряд его
картин находится в музеях.
В
1978 году в Нью-Йорке ему была присуждена
премия Международного форума поэтов
за выдающиеся достижения в поэзии, в
том же году за книгу "Витражных дел
мастер” Андрей Вознесенский удостоен
Государственной премии СССР.
Стихи
Вознесенского полны звуковой энергией.
Звуки льются легко, непринужденно и —
что всего важнее — осмысленно. Это не
бездумная игра в словеса, а постоянный
молодой прорыв к смыслу, к сути...
Поэзия А. А. Вознесенского