Центральный Дом Знаний - Поэма «Мастера»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"


      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Поэма «Мастера»

Поэма «Мастера»

 Ваш молот не колонны и 
    статуи тесал — 
    сбивал со лбов короны 
     и троны сотрясал. 
    А. Вознесенский

    Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить. 
    Поэма "Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили.

    Колокола, гудошники... 
    Звон, звон... 
    Вам, 
    Художники 
    Всех времен!.. 
    Ваш молот не колонны 
     И статуи тесал — 
    Сбивал со лбов короны 
    И троны сотрясал.

    Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.

    Художник первородный — 
     Всегда трибун. 
    В нем дух переворота 
    И вечно — бунт. 
    Вас в стены муровали. 
     Сжигали на кострах. 
    Монахи муравьями 
    Плясали на кострах. 
    Искусство воскресало 
    Из казней и из пыток 
    И било, как кресало, 
    О камни Моабитов.

    Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм — Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было.

    Их было смелых — семеро, 
    Их было сильных — семеро, 
    Наверно, с моря синего 
    Или откуда с севера, 
    Где Ладога, луга, 
    Где радуга — дуга. 
    Они ложили кладку 
    Вдоль белых берегов, 
    Чтоб взвились, точно радуга. 
    Семь разных городов.

    Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от "железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей. 

    Кудри — стружки, 
    Руки — на рубанки. 
    Яростные, русские, 
    Красные рубахи...

    Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. 
    Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй?

    Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке.

    ..А храм пылал в полнеба, 
    Как лозунг к мятежам, 
     Как пламя гнева 
    Крамольный храм!

    Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.

    Не быть, не быть, не быть городам! 
     Узорчатым башням в тумане не плыть. 
     Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не быть! 
     Ни белым, ни синим — не быть, не бывать. 
    И выйдет насильник губить — убивать... 
    Врете, 
    сволочи, 
    Будут города! 
    Над ширью вселенской 
    В лесах золотых 
    Я, 
    Вознесенский, 
    Воздвигну их!

    Таким образом, осуществилась связь времен. Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей:

    Я той же артели, 
    Что семь мастеров. 
    Бушуйте в артелях, 
    Двадцать веков! 
    Я тысячерукий — 
    руками вашими, 
    я тысячеокий — 
    очами вашими. 
    Я осуществляю 
    в стекле и металле, 
    О чем вы 
    мечтали, 
    О чем — 
    не мечтали...