Ваш молот не колонны
и
статуи тесал
—
сбивал со лбов
короны
и троны
сотрясал.
А.
Вознесенский
Андрей
Вознесенский буквально ворвался в
поэзию в шестидесятые годы. Для него
характерны были молодой задор, удивление
и восхищение этим прекрасным миром, в
котором ему суждено было жить и
творить.
Поэма "Мастера”
сразу выдвинула Вознесенского в разряд
популярных и неординарных авторов. В
произведении было столько молодой
страсти, поэтической энергии, ритм его
был так стремителен, а живопись броска,
неожиданна, что о поэте сразу заговорили
и заспорили.
Колокола,
гудошники...
Звон,
звон...
Вам,
Художники
Всех
времен!..
Ваш молот не
колонны
И статуи
тесал —
Сбивал со
лбов короны
И троны
сотрясал.
Эта поэма
проникнута идеей бессмертия подлинного
искусства. Ничто над ним не властно,
даже безжалостное время.
Художник
первородный —
Всегда
трибун.
В нем дух
переворота
И вечно —
бунт.
Вас в стены
муровали.
Сжигали на
кострах.
Монахи
муравьями
Плясали на
кострах.
Искусство
воскресало
Из казней
и из пыток
И било, как
кресало,
О камни
Моабитов.
Для сюжета
Вознесенский берет драматическую
легенду о мастерах, построивших чудо-храм
— Покровский собор, известный в народе
больше под названием храм Василия
Блаженного, и об ослеплении мастеров,
дабы не сотворили еще лучше храма где
бы то ни было.
Их было
смелых — семеро,
Их
было сильных — семеро,
Наверно,
с моря синего
Или
откуда с севера,
Где
Ладога, луга,
Где
радуга — дуга.
Они
ложили кладку
Вдоль
белых берегов,
Чтоб
взвились, точно радуга.
Семь
разных городов.
Поэма
написана звучным, ярким языком. От главы
к главе меняется ритм от "железного”
скрежета и четкости в первой главе до
бесшабашной скоморошьей песни во второй
и третьей.
Кудри —
стружки,
Руки — на
рубанки.
Яростные,
русские,
Красные
рубахи...
Холод, хохот,
конский топот да собачий звонкий
лай.
Мы, как дьяволы,
работали, а сегодня — пей, гуляй?
Поэт
как бы соединил два времени. С молодым
задором, безбоязненно он описывает
далекое прошлое, не старается стилизовать
свой язык под древнерусскую речь, а
говорит на привычном ему и читателям
языке.
..А храм пылал в
полнеба,
Как лозунг
к мятежам,
Как пламя
гнева
Крамольный
храм!
Тема творчества
и мастерства всегда актуальна, во все
вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен
вопрос о власти и творце. Они вечно
противостоят друг другу. Власть всегда
видит угрозу и крамолу в творчестве,
стараясь удушить творца. Но убить
искусство невозможно, оно будет
существовать до тех пор, пока будут жить
люди.
Не быть, не быть,
не быть городам!
Узорчатым башням в тумане не плыть.
Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не
быть!
Ни белым, ни
синим — не быть, не бывать.
И
выйдет насильник губить —
убивать...
Врете,
сволочи,
Будут
города!
Над ширью
вселенской
В лесах
золотых
Я,
Вознесенский,
Воздвигну
их!
Таким образом,
осуществилась связь времен. Поэт
чувствует себя наследником отцов и
дедов, продолжателем их идей:
Я
той же артели,
Что
семь мастеров.
Бушуйте
в артелях,
Двадцать
веков!
Я тысячерукий
—
руками вашими,
я
тысячеокий —
очами
вашими.
Я осуществляю
в
стекле и металле,
О
чем вы
мечтали,
О
чем —
не мечтали...
Поэма «Мастера»