А. А. Вознесенский родился в
1933 году. В 50-е годы в литературу вступило
новое поколение поэтов, чье детство
совпало с войной, а юность пришлась на
послевоенные годы. Это пополнение нашей
поэзии развивалось в условиях бурных
перемен в жизни, растущего самосознания
народа, месте с поэтами старшего и
среднего поколения молодые авторы
стремились чутко улавливать запросы
развивающейся жизни и литературы и в
меру сил отвечать на них. В. Соколов и
Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А.
Вознесенский и многие другие в своих
темах и жанрах, образах и интонациях,
обратившись к разным художественным
традициям, стремились воплотить черты,
духовного облика современного человека,
его тягу к напряженному раздумью,
творческому поиску, активному
действию.
Творчество
Андрея Вознесенского развивалось
сложным путем. Незаурядная талантливость
поэта, поиски им новых возможностей
поэтического слова сразу привлекли
внимание читателей и критики. В его
лучших произведениях 50-х годов, таких,
как поэма "Мастера”(1959), стихи "Из
сибирского блокнота”, "Репортаж с
открытия ГЭС”, передана радость работы,
оптимистическое жизнеощущение
человека-творца. Лирический герой
Вознесенского полон жажды действовать,
творить:
Я со скамьи
студенческой
Мечтаю,
чтобы зданья
Ракетой
ступенчатой
Взвивались
в мирозданье!
Однако
порою в то время ему недоставало
гражданской зрелости, поэтической
простоты. В стихах сборников "Парабола”'
и "Мозаика” (I960) энергичные интонации
и ритмы, неожиданная образность и
звукозапись местами оборачивались
увлечением формальной стороной
стиха.
Поэт Сергей
Наровчатов, анализируя книгу Андрея
Вознесенского "Витражных дел мастер”,
проследил связь между ее поэтикой и
искусством витража. Как известно, связь
между литературой и изобразительным
искусством давняя, но в наши дни это
"содружество муз” еще более
укрепилось.
В стихах
А. Вознесенского "Роща”, "Бобровый
плач”, "Песнь вечерняя”, "Не трожь
человека, деревце!.. Не бей человека,
птица!” — в этих нагнетаемых
обращениях-повторах до предела заострена
мысль о том, что, разрушая окружающую
природу, люди губят и убивают лучшее в
себе самих, подвергая смертельной
опасности свое будущее на Земле. В
творчестве Вознесенского заметно
усиливаются нравственно-этические
искания. Поэт сам ощущает острую
необходимость обновления прежде всего
духовного содержания поэзии. И выводом
из этих раздумий становятся следующие
строки о жизненном назначении
искусства:
Есть высшая
цель стихотворца —
Ледок на крылечке оббить,
Чтоб
шли обогреться с морозца
И
исповеди испить.
Эти
порывы и устремления прозвучали в книгах
"Дубовый лист виолончельный” (1975) и
"Витражных дел мастер” (1976): "Тоскую
о милых устоях”. Они обусловили и
появление иных мотивов, образных штрихов
и деталей, например в восприятии природы.
Отсюда— "Милые рощи застенчивой родины
(цвета слезы или нитки суровой)...”;
"Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты
твоей не нарушу”; "Сосны цветут — свечи
огня спрятав в ладони будущих шишек...”;
"Виснут черемухи свежие стружки ...”.
Поэт с каким-то удивлением признается
сам себе: "Вижу как будто впервые озеро
красоты русской периферии”.
Впервые
стихотворения Андрея Вознесенского
были опубликованы в "Литературной
газете”. В 70-е гг. вышли сборники стихов:
"Тень звука”, "Взгляд”, "Выпустите
птицу”, "Соблазн”, "Избранная
лирика”.
Вознесенский
работает над произведениями большой
поэтической формы, им написаны поэмы
"Лон-жюмо”, "Оза”, "Лед—69”, "Андрей
Палисадов” и др. Ему принадлежат также
статьи по вопросам литературы и
искусства.
Поэт много
занимается живописью, многие картины
находятся в музеях.
В
1978 г. в Нью-Йорке ему была присуждена
премия Международного форума поэтов
за выдающиеся достижения в поэзии.
Характеристика творчества А. Вознесенского