Центральный Дом Знаний - Особенности и условия формирования в России рыночных отношений

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Особенности и условия формирования в России рыночных отношений

Курсовая работа            [ скачать курсовую работу ]

Тема: «Особенности и условия формирования в России рыночных отношений»

Оглавление

1 Введение 3

2 Условия формирования в России рыночных отношений 4

2.1 Развитие экономики 4

2.2 Возникновение рынка и его функции 6

2.3 Конкуренция и монополия. 10

3 Особенности перехода к рыночным отношениям в России 15

Заключение 18

1.Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединенных единым понятием рынок.

Поэтому объектом изучения выбранной мною темы становится рынок. Рынок- это, прежде всего место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Предметом изучения являются рыночные отношения. Основой рыночных отношений являются деньги.

Целью данной работы является раскрытие таких вопросов как Возникновение рынка? Как формировались рыночные отношения в России? Какое значение имеет конкуренция и монополия на рынке? В чем особенность рыночных отношений?

Актуальность темы заключается в том, что при переходе к рыночным отношениям, в области началось и продолжается в настоящее время реформирование экономики – разгосударствление предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, их преобразование в акционерные общества и компании, что способствует развитию делового сотрудничества с зарубежными и отечественными партнерами.

2. Условия формирования в России рыночных отношений

2.1 Развитие экономики.

На развитие экономики в нашей стране свое влияние имел природно-географический фактор. Так различие в климате удорожает промышленное, дорожное и гражданское строительство по сравнению со многими странами мира, а также сказывается на стоимости набора товаров и услуг. Из этого следует, что прожиточный уровень дорожает. Различие часовых поясов вызывает проблему коммуникации. Разнообразный состав населения по национальному признаку и неравномерное размещение населения сказывается на размещении и их влияние производительных сил и их влияние на экологию, приводят к их неравномерному распределению и развитию. Как мы видим, с одной стороны, страна имеет благоприятные возможности для своего экономического развития, а с другой существует и ряд объективных трудностей. За годы советской власти (70 лет) наша страна достигла определенного уровня в экономическом, культурном и политическом развитие. В течение долгого времени экономика Российской Федерации развивалась высокими темпами. Это проявлялось и в производстве важнейших видов продукции. Но во многих случаях снижение темпов роста обуславливалось неправильной структурной политикой в области капиталовложений, что приводило к появлению серьезных диспропорций как в развитие народного хозяйства в целом, так и отдельных его отраслей.

На некоторых важнейших направлениях были допущены провалы (компьютерная техника, биотехнология). Новые предприятия зачастую небыли в состояние работать эффективно: длительные сроки проектирования и строительства обуславливали их отсталость. В течении всего времени наблюдалось стремление к росту привычных ресурсов вместо рационализации процессов их использования. Существованием недостатков в развитие производства было то, что упор делался на технологичность в изготовлении для производителя, а не для потребителя. Хотя за эти годы и создали огромную материально техническую базу, но она была малоэффективной и работала не на повышение благосостояния народа, а на воспроизводство самой себя. В общественном процессе промышленного развития можно выделить пять технологических укладов.

1)Внедрение текстильных машин, выплавка чугуна и т.д.

2)Появление поровых машин, черной металлургии и т.д.

3)Изобретение электродвигателя, возникновение сталеплавильной промышленности, автомобилестроение, переработка нефти.

4)Изобретение двигателя внутреннего сгорания, появление нефтехимии, авиационной промышленности

5)Микроэлектротехника, биотехнология, космос, тонкая химия (1980-1990гг).

Ожидается рост использования нетрадиционных источников энергии. Это и многое другое обусловило необходимость перехода к рынку. С ним связаны и определенные трудности на пути к его переходу. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка.

В наших же условиях экономика еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.

Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что "под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика.

Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны, "удержать” экономику в русле общецивилизационных закономерностей рынка, а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.

Рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности, и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором.

2.2 Возникновение рынка и его функции

Рыночные отношения начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок превратился в систему регулирования хозяйственной жизни экономики.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление товаров. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов продающихся на рынке. Для потребления рынок-это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребных благ. Наконец рынок, то место, где определяется цена, являющеюся главным индикатором рыночной экономики.

Сущность рынка проявляется в его функциях. Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами.

Функция ценообразующая. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена (рисунок 1).Рыночная цена представляет собой баланс сопоставления затрат производителей и ценности данного блага для потребителей, отсюда следует, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Функция информационная. Цена, складывающая на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно меняющиеся цены на продукты и ресурсы дают информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемые на рынке. Высокие цены, недостаток предложений, низкие цены, ведут к избытку благ по сравнению со спросом. Отсюда следует, концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности, сверять собственное положение на рынке, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая. Воздействует на рынке на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состояние дел. Но регулируют хозяйственную деятельность. Рост цены – сигнал к расширению производства; падение – сигнал к его сокращению. Информация, которую предоставляет рынок, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Как писал Адам Смит1, предприниматель преследует лишь собственную выгоду, интерес. Преследуя свои интересы, он часто служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

Являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно показывал, что не все процессы макроэкономического регулирования подвластны ему. Это проявляется в периоды спада, инфляции, безработицы.

Посредническая функция. Рынок вступает посредником между производителем и потребителем, позволяя найти более выгодный вариант купли-продажи. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим покупателем.

И наконец, санирующая функция. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий, и дает возможность более предприимчивым и активным. В результате повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

При выявление сущности рыночных отношений, нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, он означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики. Кроме обращения рыночные отношения включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредиторные отношения при выдачи кредитов под определенные проценты;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения

До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений. В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде высоких налогов; представление свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширение криминальной деятельности - рэкет, вымогательство незаконные производственно- экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно - хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. В этой связи значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая обеспечивает рыночные связи. К ним относится:

  • Реализация многообразных форм собственности. При осуществление этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;

  • Демократизация производства при сохранение государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе»2;

  • Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок;

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования.

2.3 Конкуренция и монополия.

Формирование рыночных цен – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, преследующих диаметрально противоположенные цели.

Цена способна выполнить свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников экономической деятельности.

Ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений является конкуренция. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе является стремление превзойти других.

Цена способна выполнить свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников экономической деятельности. Конкуренция во многом направляет действия « невидимой руки» о которой писал Смит. Конкуренция это соперничество между участниками рынка.

Достоинства конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в этой борьбе обычно можно, предлагая блага более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Выделяют обычно три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:

Во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке;

Во-вторых, характер производимой ими продукции ( степень однородности продукта);

В-третьих, отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур.

Различают несколько видов конкуренции

  • Совершенная

  • Несовершенная

  • Монополистическая

  • Олигополия

В практике рыночных отношений различают достоверную и недостоверную конкуренцию.

Добросовестная –эта такая при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной понимается технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака и т.п.

Условием совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара

- каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов

- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует

- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены.

- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.

Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции, цена – это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.

Монополия. Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта не имеющего близких товаров заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

А) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

Б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей

В) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок(монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к. по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает)

Г) На пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов.

Монополия классифицируется на такие виды как

чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи и их целей.

абсолютная. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.

монопсония (чистая и абсолютная) Один покупатель ресурсов, товаров.

естественная. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжение редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.

лиальные монополии. Образуются на законном основании.(патентная система, авторские права, торговые знаки)

искусственные монополии -объединение предприятий создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка.

Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается олигополия. Это вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление

Новых фирм в отрасль затруднено.

Монополистическая конкуренция. Относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары.

Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения.

При такой модели рынка фирмы стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Конкуренция выполняет функцию распределения. Она не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливей цена

3 Особенности перехода к рыночным отношениям

Переход к рынку и его функционирование в России имеют ряд особенностей.

  1. Начало перехода к рынку произошло в стране, где государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства (более 90%), следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка как наличие обособленных, самостоятельных производителей (первый важнейший признак рынка).

  2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню еще сегодня не готово к немедленному экономическому самоопределению. Право свободного выбора рода занятий, ориентируясь на свои желания и возможности: стать предпринимателем, наемным работником в государственных структурах, менеджером на акционерном предприятии или заниматься, индивидуальной трудовой деятельностью не всегда подкреплено экономически. А ведь именно свобода выбора является основой личной свободы, фундаментом раскрытия творческого потенциала, столь необходимого для эффективного функционирования рынка.

  3. В силу того, что была создана, по существу, затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен. По сути преобладающим являлся натуральный обмен, необоснованное завышение цен и др.

  4. На рынке, особенно, на рынке средств производства, господствуют монополисты- производители. Это объясняется тем, что функционирование тоталитарной системы требовало узкой предметной специализации, что в конечном счете привело к тому, что наша промышленность представляет собой ряд технологически обособленных предприятий, которые зачастую являются единственными в стране производителями своей продукции. Список подобных предприятий- монополистов значителен (приложение2)

  5. Отсутствие соответствующей правовой системы для развития инфраструктуры рынка(банковская, кредитно-финансовая и налоговая системы, товарные и трудовые биржи).Существующие системы возникли стихийно и работают многом на свой страх и риск.

В наших же условиях экономика еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.

Говоря о том, какие существенные стороны социально ориентированной экономики необходимо будет адаптировать, нужно исходить из сходства (пусть и отдаленного) между современной экономической ситуацией в России и в тех странах, которые первыми стали исповедовать принципы кейнсианства и неолиберализма.

Смешанная экономика представляет собой объективно обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений, характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальной защищенностью людей.

Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает действенные меры государственного регулирования экономики. И, хотя об эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о его необходимости вообще, продолжают спорить экономисты, на практике этот вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного рынка.

В своей направленности векторы экономической и социальной эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация общества являются непременными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка.

Не административная или в лучшем случае административно-экономическая модель рыночного регулирования, а экономико-административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом. И изобретать тут ничего нового не приходится. Среди главных и апробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие:

  • финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок;

  • механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования структурных слагаемых цены;

  • различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические потребности и потребительский спрос населения;

  • инвестиционная политика государства;

  • объем и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика;

  • элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги регулирования.

Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю того, чем необходимо сегодня заниматься правительству. При этом не должно сложиться положение, когда государственная опека будет распространяться только на государственный сектор экономики, а частный сектор будет либо предоставлен самому себе, либо обложен немыслимыми административно-экономическими шлагбаумами. За исключением предприятий-монополистов, правила рыночной игры, в том числе и регулирования экономики, должны быть одинаковы для всех.

Заключение

Рассматривая тему курсовой работы можно отметить следующее

  1. Проведение экономической реформы в России вызвало интерес к вопросам рассмотрения риска в хозяйственной деятельности, а сама теория риска в процессе формирования рыночных отношений не только получила свое дальнейшее развитие, но стала практически востребованной.

  2. При переходе к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоги и сборы являются основным источником формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов

  3. При переходе к рыночным отношениям, в области началось и продолжается в настоящее время реформирование экономики – разгосударствление предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, их преобразование в акционерные общества и компании, что способствует развитию делового сотрудничества с зарубежными и отечественными партнерами.

Развитие рыночных отношений в России имеет не только положительные, но и негативные аспекты, такие как кризис неплатежей, недостаток денежных средств в расчетах и др. Это тормозит развитие рыночных отношений, снижает эффект новых начинаний в реальном производстве. Решения данных проблем для отечественной экономики имеют приоритетное значение, поскольку развитие многих предприятий, особенно на периферии, задерживаются высокими долгами перед бюджетами различных уровней, поставщиками, работниками фирм и др.

Переход к рыночным отношениям приводит к разделению функции управления финансами на уровне государства и финансовых отношений организации до саморегулирования в рамках коммерческой организации, что создает формальную основу для реализации финансового менеджмента. В функциях государства остается финансирование социальной сферы, а коммерческой организации – самофинансирования собственного развития, поэтому благополучие организации зависит от правильности действий и быстроты реакций управленческого персонала этой организации, а не от финансирования государства.

В чем же все-таки несовершенства рынка?

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. Рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних эффектов. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Информация является в некоторых отношениях общественным товаром.

Формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. Поэтому первым шагом на пути перехода к рынку явилось создание условий для возникновения обособленных, самостоятельных производителей. Как важнейшего признака функционирования рыночных отношений. Данная проблема решается реформированием государственной формы собственности.

Этот процесс реализуется в двух направлениях: осуществление глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или иначе приватизация (передача собственности трудовым коллективам, создание акционерных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную собственность). Децентрализация в управлении предприятиями явилась исходным пунктом в решение проблем реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности предлагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой разумеющейся, то для государственных – вызвала определенные трудности. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, сам «государственный» статус предприятия предполагает наличие определенной иерархической системы управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой – его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы. Последняя позволила бы предприятию в соответствии с рыночной конъюнктурой самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, а также выбирать партнеров. Эти возможности для государственных предприятий отсутствовали. Вот почему первым шагом в реформировании государственной собственности явилась децентрализация управления предприятиями.

Список используемой литературы.

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. Пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 384 с

  2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. Д-ра экон.наук проф.- М.: Юристъ,1999.-896 с.

  3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. Учебник.-8-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2004.-600 с.

  4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. м.: Финансы и статистика, 1998.-208 с.: ил.

  5. Грязнова А.Г., Чечелова Т.В. Экономическая теория: Учебник.- М.: Издательство « Экзамен», 2003.- Глава26.

  6. Сидорович А.В. Курс экономической теории.Уч.пос..3-е изд.. перераб. и доп.-М.: ДиС, 2007

" Приложение 1"

Приложение 2

Особенности перехода к рынку

Пример выпуска продукции в машиностроении <.....>




Наименование продукции


Количество предприятий




Доля монополизированного производства ,%


всего


Монопольное производство

Индивидуальная продукция


574


517


90

Серийная продукция


998


668


67

Комплектующие изделия и приборы


var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24