Акын, поэт-импровизатор и певец у казахов и киргизов. А. — творец отличается от жирши — исполнителя песен, сказителя эпических произведений. А. импровизируют в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. В дореволюционное время в условиях кочевого быта и неграмотности народа А. играли особо важную роль, т. к. выражали народные мысли и чувства, обличали социальные пороки, воспевали героев. После Октябрьской революции древнее искусство импровизации А. обновилось как по содержанию, так и по форме.
Лит.: Винников В., Акыны, в кн.: Искусство Советской Киргизии, М. — Л., 1939: Исмаилов Е., Акыны, А.А., 1957; Габдуллин М., Казак, халкынын ауыз эдебиетi, Алматы, 1958; Казак эдебиетiнiн тарихы, т. 1, кит. 1, Алматы, 1960; Акындар жыры, Алматы, 1963.
АКЫН — поэт-импровизатор и певец, мастер устно-поэтич. творчества казахского, киргизского и нек-рых других народов. А.-творец отличается
от ж и р ш и —исполнителя песен, сказителя энич. произведений. В советское время, в связи с развитием национальной письменной литературы, акынами называют и пишущих поэтов. Акыны вдохновенно импровизируют в форме несенного речитатива под аккомпанемент домбры. Искусство импровизации требует от акына высокой профессиональной подготовки, глубокого знания жизни, знания народного творчества и языка. Неграмотные А. обладали разносторонними познаниями, изумительной памятью, острой наблюдательностью, остроумием, находчивостью, артистическим дарованием. Широкого признания А. обычно удостаивались после победы в айтысу — поэтических состязаниях.
По характеру импровизируемых произведений, но своеобразию используемых изобразительных приёмов среди А. различаются эпики, создающие обобщённые образы и картины широкого социального значения, лироэпики, работающие над конкретными образами и короткими импровизациями на злободневные темы, мастера айтысу — песенных состязаний, лирики, поэты-композиторы. Каждый из А. имеет отчётливо выраженное творческое лицо. Наиболее одарённые А. широко использовали различные жанры и приёмы устной поэзии. Разнообразные по жанрам песни А. далёкого прошлого отражали события народной жизни и со временем объединялись в сюжетные произведения. Так, А. выступали создателями и хранителями казахского эпоса и фольклора. В дореволюционные времена в условиях кочевого быта и неграмотности народа А. играли особо важную роль. Храня и развивая поэтич. традиции предшественников, они запечатлевали происходящие события, выражали народные мысли и чувства, моральные нормы поведения, обличали социальные пороки, воспевали героев. Наиболее выдающиеся А.-окружались уважением и почётом парода и являлись обязательными участниками аульной общественной жизни. Наряду с народными А. были А., восхвалявшие ханов, баев, царских колонизаторов п выступавшие проповедниками ислама.
Разительные изменения в творчестве народных А. произошли в советскую эпоху. А. выступили певцами социалистич. революции, строительства социализма, создавали и создают образы Ленина и Сталина. Древнее искусство импровизации А. в советские годы идейно обогатилось и обновилось как по содержанию, так и по форме. Великим представителем казахских А. является Джамбул, нолучившийвеесоюзное признание как певец героики сталинской эпохи. Большой известностью пользуются также произведения А.: Нурпеиса Байга-нина (1860—1944), Доскея (1860—1946), Нурлыбека Баймуратова, Шашубая и др.
Лит.: Ауэзов Мухтар и Соболев Л., Эпос и фольклор казахского народа, «Литературный критик», 1939, кн. 10—11, 1940, кн. 1; Винни ков В., Акыны, в кн.: Искусство Советской Киргизии, М.— Л., 1939; Исмаилов Е., Пути развития казахского советского фольклора, «Казахстан», 1949, 13; Р и т м а н-Фетисов М. И., Джамбул Джабаев. Жизнь и творчество [1846—1945], Алма-Ата, 1946; Ритма н М., Литература социалистического Казахстана, в кн.: Песни степей. Антология казахской литературы, М., 1940; его ж е , Избранные произведения Пурчеиса Байганина, «Казахстан», 1947, 6; Р и т м а н - Ф е т и с о в М. И., Литература возрожденного народа, там же, 1947, 7; его же, Джамбул-импровизатор, «Дружба народов», 1948, кн. 17; С и л ь ч е и к о м., Смирнова II., Акын, «Казахстан», 1946, 3.
Акын — поэт-импровизатор и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов и киргизов. А. в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества, то есть подразделялись на жырши жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники). Стихи А. читают нараспев под звуки домбры — струнного щипкового инструмента с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами.
Известные казахские А.: Жаяу Муса Байжанов (1835—1929), Махамбет Утемисов (1804—1846), Шернияз Жарылгасов (1817—1881), Суюнбай Аронулы (1815—1898), Биржан-сал Кожагулов (1834—1897), Корамсаулы Акан-сери (1843—1913), Джамбул Джабаев (1846—1945), Кенен Азербаев (1884—1976). Известные киргизские акыны: Тоголок Молдо (1860—1942),Токтогул Сатылганов (1864—1933), Калык Акиев (1883—03. 11. 1953), Барпы Алыкулов (1884—1949), Женижок («Безрукавный»). Искусство А. было устным творчеством, а зачастую носило и одноразовый характер. А., часто полностью импровизирует, реагируя на какие-либо явления в обществе или на обстановку на всенародных праздниках и т. д. На праздниках нередко проводятся своего рода состязания А. — айтыс (каз.) или айтыш (кирг.) Во время состязания А. поочерёдно в стихотворной форме стараются высмеять друг друга, забавляя народ. Кочевой образ жизни и скоротечный характер искусства акынов не позволял записать и сохранить произведения на бумаге. Большая часть произведений А. осталась потерянной.
А. у башкир традиционно называются сэсэн. Сэсэны читают стихи под звуки башкирской трехструнной думбыры.