"Счастье есть дело судьбы, ума и характера." Н.М.Карамзин. (В.С.Высоцкий. Стихи и песни)
"Счастье есть дело судьбы, ума и характера." Н.М.Карамзин. (В.С.Высоцкий. Стихи и песни)
Сочинения о Высоцком писать
легко, потому что его песни знают в
России все. Не надо стараться следовать
тексту написанных в этой книге образцов.
Просто вспоминаете какую-нибудь песню,
отрывок из песни и объясняете, чем она
вам нравится. Например,
та же: "Охота на волков". Каждый
сможет пояснить в своем сочинении, что
эта песня не о волках, а о людях —
аллегория, как в басне. Что подразумевается
отсутствие в СССР демократии, разгул
КГБ, гонение на инакомыслящих. Кроме
того, любой талантливый человек в любой
стране чувствовал себя одиночкой. Не
всегда — волком, но почти всегда непонятым
до конца. Талантливый человек постоянно
ищет истину, он весь в противоречиях,
сомнениях. Он, как и Высоцкий, — нерв
эпохи, народа, совесть
человеческая. Любопытно,
что сам этот человек очень редко бывает
хорошим с общепринятой точки зрения.
Бандит с большой дороги Ф.Виньон,
шизофреник и черносотенец Достоевский,
гомосексуалист Чайковский, алкоголик
Есенин... Но аморальные качества
забываются, потому что творческий
человек в своем творчестве всегда
честен, искренен. И его живопись, его
музыка, его книги будут волновать
потомков. Судьба не
всегда сурова к гениям. После посмертной
легализации Высоцкого написано много
исследовательских статей о его творчестве.
Но эти статьи всего лишь "написаны",
о них нельзя сказать, как о стихах
Высоцкого, — "созданы". Конечно,
надо считать удачей, что, создав
своеобразный синтез городского жесткого
романса и соленой народной песни, он не
скатился до пошлости, как многие "модные"
исполнители, понаехавшие в последнее
время из эмиграции в Россию. Удачей
можно считать и то, что в этот период
магнитофоны стали доступны рядовым
советским труженикам. Но бардов в то
время было не так уж мало, а лишь Высоцкого
с одинаковым удовольствием слушали и
эстеты, и снобы, и работяги, и власть
имущие. Может, успех
пришел за счет ранних воровских песен?
Кому, как не жителям России, любить
зэковские песни — как-никак у нас в
стране тогда сидел каждый третий, а
каждый второй мог сесть.
Мне
нельзя на волю, Не имею права, Можно
лишь от двери До стены.
Мне нельзя налево, Мне нельзя
направо, Можно только
неба кусок, Можно только сны...
А
может, сатира принесла такую популярность.
Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а
откровенная издевка вслух, под
музыку:
Мы бдительны
— мы тайн не разболтаем. Они
в надежных, жилистых руках. К
тому же этих тайн мы знать не знаем, Мы
умникам секреты доверяем, А
мы, даст Бог, походим в дураках.
Или
же — глубокое понимание каждого типажа,
каждого мини-героя песен-новелл,
песен-эссе, песен-очерков:
Жил
я с матерью и батей На
Арбате, век бы так, А
теперь я в медсанбате На
кровати, весь в бинтах. Что
нам слава, что нам Клава — Медсестра
и белый свет. Помер
мой сосед, что справа, Тот,
что слева, — еще нет.
Не
зря же в народе считали, что Высоцкий
отбывал срок, работал шофером-дальнобойщиком,
ходил на судне матросом, был пограничником,
воевал с фашистами, был спортсменом —
всего не перечислишь.
И
нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз. Мы
тоже дети страшных лет России —
Безвременье вливало водку в нас.
Вот
где скорее всего кроется ответ — вышедший
из народа народный поэт, с народным,
привычным языком, с народными, простыми
на первый взгляд нуждами, со всенародным
"недостатком", да еще вдобавок
нелегальный, не признанный
официально!
...И об
стакан бутылкою звеня, Которую
извлек из книжной полки,
Он выпалил: "Да это ж про меня.' Про
нас про всех, какие к черту волки?!"
Ну все — теперь, конечно, что-то
будет, Уже три года —
в день по пять звонков.
Меня зовут к себе большие люди, Чтоб
я им пел "Охоту на волков".
А
еще Высоцкого, конечно же, любили за
искренность:
...Я от
суда скрываться не намерен: Коль
призовут — отвечу на вопрос. Я
до секунд всю жизнь свою измерил И
худо-бедно, но тащил свой воз. Но
знаю я, что лживо, а что свято — Я
понял это все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, Мне
выбора, по счастью, не дано.
"Счастье
есть дело судьбы, ума и характера", —
писал Н.М.Карамзин. Судьба Высоцкого, с
точки зрения обывателя, весьма неудачна.
Не нажил "палат каменных", пьяницей
был, семью хорошую не смог создать...
Впрочем, обыватель и памятник на
Ваганьковском осудит завистливо. Характер
барда — в его стихах.
Я
не люблю себя, когда я трушу,
Я не люблю, когда невинных бьют...
Это
стихотворение настолько известно, что
нет смысла его долго цитировать. В нем
нравственные заповеди Высоцкого. Как
и в других программных песнях.
А
был ли он счастлив? А
бывает ли счастлив творец?