Я не люблю уверенности
сытой, Уж лучше пусть
откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово "честь”
забыто И коль в чести
наветы за глаза. В.
Высоцкий
Владимира
Семеновича Высоцкого любит, знает и
слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь
в "магнитофонную эпоху”. Его голос с
хрипотцой, нехитрый гитарный перебор
слышался повсюду. Песни Высоцкого,
доходчивые и простые, близки и понятны
всем. Фронтовики утверждали, что о войне
может так написать только прошедший ее
дорогами. "Он — наш!” —Но так о Высоцком
могли сказать все, о ком он писал.
Кто захочет в беде оставаться один! Кто
захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных
вершин— Что же делать,
и боги спускались на землю Так
оставьте ненужные споры! Я
себе уже все доказал— Лучше
гор могут быть только горы. На
которых никто не бывал.
Все
споры закончились, когда вышел фильм
"Вертикаль”, и страна увидела молодого
человека небольшого роста, коренастого,
поющего свои песни в сопровождении
обычной гитары.
Сколько
слов и надежд, сколько песен и тем Горы
будят у нас и зовут нас остаться.
Но спускаемся мы — кто на год, кто
совсем, Потому что
всегда мы должны возвращаться.
Всенародная любовь к Высоцкому не
прошла. Она стала укрепляться, так как
люди увидели своего кумира, стали
узнавать подробности его биографии.
Необыкновенный и щедрый талант этого
человека сделал его "своим” миллионам
людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого
привлекают к себе не только оригинальностью,
виртуозным владением лексикой, они
понятны и близки людям теми переживаниями,
проблемами, которые испытывают их
лирические герои. А эти стихи стали
хрестоматийными, их может продолжить
любой... Так происходило только с
Пушкиным.
Если ж он не
скулил, не ныл, Пусть
он хмур был и зол, но шел, А
когда упал со скал, Он
стонал, но держал, — Если
шел он с тобой как в бой, На
вершине стоял хмельной, — Значит,
как на себя самого.
Положись на него.
По
свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий
страдал оттого, что не был признан
официально. Не разрешали печатать
сборники стихотворений, не принимали
в Союз писателей... А страна смеялась
его смехом и плакала вместе с его героями,
пела "его голосом” и удивлялась —
какой еще популярности нужно было?! Да,
все это было, но как-то полуподпольно,
на энтузиазме отдельных доброжелателей.
Страшно признаться, но любимым властями
Высоцкий стал только после
смерти. Выходят диски
и аудиокассеты — полное собрание
сочинений, печатаются его стихи и "Роман
о девочках”. Признается, что Владимир
Семенович был талантливейшим артистом.
Эль-дар Рязанов к одной из годовщин
снимает многосерийный документальный
фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при
жизни хоть десятую долю этого признания,
он не ушел бы так рано.
Как
все мы веселы бывали и угрюмы, Но
если надо выбирать и выбор труден, Мы
выбираем деревянные костюмы. Люди!
Люди! Нам будут долго
предлагать — не прогадать. Ах!
— скажут,— что вы, вы еще не жили! Ну,
а потом предложат: или — или... И
будут вежливы и ласковы настолько
— Предложат жизнь
счастливую на блюде. Но
мы откажемся, и бьют они жестоко, Люди,
люди!
Высоцкий ушел в
тысяча девятьсот восьмидесятом. С тех
пор успело вырасти новое поколение
молодежи, но и для них Владимир Семенович
остается кумиром, потому что говорит
на их языке, об их проблемах, понятно и
доходчиво, не "докучая моралью”...
Сегодня
не слышно биенья сердец — Оно
для аллей и беседок. Я
падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок... Разрывы
глушили биенье сердец,
Мое же — мне громко стучало, Что
все же конец мой — еще не конец:
Конец — это чье-то начало.
Идут
годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого
не стареет. Она так же актуальна, как и
в "далекие” теперь семидесятые,
восьмидесятые. Это удел талантливых
творений, а талант Высоцкого общепризнан.
Он стал нашей классикой.
Сейчас
глаза мои сомкнутся, Я
ухожу — придет другой. Мы
не успели оглянуться, А
сыновья уходят в бой.