Стихотворение «Зарыты в нашу
на века..» изначально было песней, которая
была написана в 1971 г. к фильму "Неизвестный,
которого знали все". Но по каким-то
причинам песня в фильме не прозвучала.
Может быть, поэтому она не так хорошо
известна.
В этом
стихотворении поэт размышляет о прошлом,
о различном отношении людей к нему –
кто-то легонько ворошит, кто-то предпочитает
вообще не вспоминать. Само слово «прошлое»
употребляется в стихотворении четырежды,
каждый раз представая перед нами в новом
образе. Поэт то сравнивает его с глиняным
сосудом – как хранилищем воспоминаний,
то со старым кладом, в котором хранятся
ценные и дорогие воспоминания человека,
которые, к сожалению, со временем
забываются.
И прошлое
лежит, как старый клад,
Который
никогда не раскопают.
В
третьей строфе прошлое сравнивают с
лабиринтом, в котором без стрелок-указателей
не разобраться. Так и у нас в памяти,
«поток годов» перемешивает воспоминания,
сбивая указатели, чем больше времени
прошло, тем меньше мы помним. В шестой
строфе прошлое предстает перед нами в
виде минного поля. «Мины» есть в памяти
каждого человека – это наши худшие,
неприятные воспоминания, наши ошибки,
о которых мы предпочитаем забыть,
откладываем в «тень».
По
мысли поэта, к прошлому нужно относиться
осторожно, избегать ошибок. Ведь если
сильно «рыться» в прошлом, можно попасть
как раз на «мину».
Как
говориться в седьмой строфе
Один
толчок – и стрелки побегут, -
А
нервы у людей не из каната, -
И
будет взрыв, и перетрется жгут…
Правда,
можно и «извлечь до взрыва детонатор»
- постараться исправить ошибку прошлого,
чтобы позже, она не смогла нанести тебе
«вред».
Строфы в
стихотворении написаны перекрестной
рифмой, с чередующимися мужскими и
женскими окончаниями. Стихотворный
размер различен для четных и нечетных
строф. Четные написаны более мягким
Хореем, нечетные – резким Ямбом. Поэт
нарочно сочетает в стихотворении
различные стихотворные размеры, чтобы
придать каждой отдельной строфе
определенное настроение.
Стихотворение
изобилует различными видами тропов.
Чаще всех встречаются метафоры сравнения
и олицетворения, без которых вряд ли
обходится хоть одно стихотворение о
чем-то неодушевленном. Метафоры в
стихотворении встречаются как малые:
«зарыты в нашу память на века…», «поток
годов унес с границы», «просто в прошлом
заблудится», «в толще лет», так и более
развернутые. Пятая, шестая, седьмая и
восьмая строфа представляют собой одну
большую метафору, смысл которой
соотносится со смыслом эпиграфа к
стихотворению
Иногда
как-то вдруг вспоминается
из
войны пара фраз -
например,
что сапер ошибается
только
раз
Встречаются в
стихотворении и эпитеты, такие как
«память глубока», «беспристрастный
суд», «заржавленные мины», и
другие.
Заметна в
стихотворении манера Высоцкого обращаться
к слушателям на «Ты», при помощи простой
речи: «С налета не вини – повремени»
или «Просто абсолютно ни к чему» -
благодаря чему он предстает перед нами
«своим» поэтом, к которому прислушиваются
и которому доверяют.
«Зарыты
в нашу память на века» - еще одно
действительно хорошее стихотворение
Высоцкого, которое заставляет о многом
задуматься. Я думаю, не зря же его включили
в школьную программу. :)