Владимир Высоцкий — феномен
семидесятых годов, его творчество
самобытно и многогранно. Он написал
более 600 стихотворений и песен, сыграл
более 20 ролей в спектаклях и более 20
ролей в кинокартинах и телефильмах. Но
социальная и нравственная позиция
Высоцкого нашла наиболее яркое выражение
в "авторской песне" (термин самого
В. Высоцкого).
В своих
стихах-песнях поэт откликался "на
злобу дня" и обращался к историческому
прошлому нашей родины; писал и пел о
человеческих переживаниях и одушевлял
природу; воскрешал такие вечные чувства
и понятия, как любовь, дружба, честь,
правда, добро, свобода. Поэт не отделял
себя от своих героев, остро ощущал и как
бы перекладывал на свои плечи сложную
запутанность их судеб, боль и горечь
переживаний. Его песни — своего рода
самопознание народной души.
В
песенном творчестве Владимира Высоцкого
проявилось необычайное богатство
реалистических, разговорно-бытовых и
романтически-возвышенных,
лирически-проникновенных образных и
речевых средств и интонаций.
Стилевое
богатство и своеобразие творчества
Высоцкого во многом определяется
тематикой и жанровым диапазоном его
произведений. Среди них выделяются
группы-циклы о войне ("Мы вращаем
землю"), о работе ("Черное золото"),
о горах ("Вершина") и море ("Мы
говорим не "штормы", а "шторма"),
о любви ("Баллада о любви"), искусстве
("Мой Гамлет"), родине, времени,
судьбе и т.д.
В творчестве
Высоцкого преобладают песни-монологи
(от своего имени, от лица реальных и
условных персонажей), хотя в них может
присутствовать и разговорно-диалогическое
начало, но в целом это "песни-роли".
Для них характерно наличие автора (поэта
и композитора), который одновременно и
режиссер-постановщик, и актер-исполнитель
своих произведений перед слушателем.
Язык
десен Высоцкого может показаться слишком
обычным, порой даже грубым,
упрощенно-примитивным, но это впечатление
обманчиво, как и представление об
отсутствии у него поэтической культуры.
Отличительной чертой песен Высоцкого
всегда было погружение в народную
речевую стихию, свободное владение ею.
Конечно, подчас встречаются и элементы
стилизации, особенно ощутимые в так
называемых "дворовых песнях" или
в воссоздании мелодики цыганского
романса, но если говорить о зрелом
творчестве, эстетический вкус и чутье
никогда не подводили поэта.
Для
него характерно особое ощущение
обстоятельств быта, •деталей человеческого
поведения и психологии, мыслей и чувств,
жестов и поступков, а главное — предельная
достоверность воссоздания живой
разговорной речи.
Оттенки
живой разговорной интонации, определяющей
особенности высказываний, мы находим
в обрывистой речи "Разведки боем"
("Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов...
Так, Леонов...") и мягкой задумчивости
"Горной лирической" ("А день,
какой был день тогда? Ах да — среда!.."),
в сатирическом звучании восклицаний и
вопросов "Диалога у телевизора"
("Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики!
Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в
короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу"),
в экспрессивных обращениях программного
стихотворения "Канатоходец":
Посмотрите!
Вот он без страховки идет!
Чуть
правее наклон — упадет, пропадет!
Чуть
левее наклон — все равно не спасти!..
Но
— замрите! Ему остается пройти
Не
больше четверти пути...
Мне
хочется отметить особенность Высоцкого
видеть и осмысливать действительность
поэтически масштабно, исторично и даже
космически: Земля и небо, природные
стихии, горы, море, время, вечность,
мироздание — живут в его стихах. Нынешний
день нерасторжим в них с историей,
сиюминутное— с вечным.
Природа
и прежде всего сама Земля всегда предстает
в стихах Высоцкого одушевленной.
Вспомним, например, такие строки-олицетворения
из "Песни о Земле": "...кто сказал,
что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на
время.../Кто поверил, что Землю сожгли?
/Нет, она почернела от горя.../ Обнаженные
нервы Земли /Неземное страдание знают...
/Ведь Земля
— это наша
дуга,/ Сапогами не вытоптать душу".
Таким же одухотворенным и человечным
изображено в другом стихотворении
горное эхо: "К утру расстреляли
притихшее горное, горное эхо, и брызнули
камни, как слезы, из раненых скал...".
А в стихах о море оживают водная и
воздушная стихии. И потому — "упругие
тугие мышцы ветра натягивали кожу
парусов".
Важное
место в творчестве поэта занимает тема
Родины-России, ее сегодняшнего дня и
исторического прошлого. В "Балладе
о времени" поэт вспоминает "о
походах, боях и победах", о тайнах и
легендах прошлого, воскрешая извечные
нравственные идеалы:
Чистоту,
простоту мы, у древних берем,
Саги,
сказки из прошлого тащим,
Потому
что добро остается добром —
В
прошлом, будущем и настоящем!
В
стихотворениях военного цикла: "Мы
вращаем Землю", "Он не вернулся из
боя", "Братские могилы" и др.
показана жестокая правда войны, горькая
реальность. Поэт считал, что в народе
должна остаться вечная память о погибших
в боях за Родину.
А в
Вечном огне — видишь вспыхнувший
танк,
Горящие русские
хаты,
Горящий
Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее
сердце солдата.
Наверное,
у каждого человека, знакомого с песенным
творчеством Владимира Высоцкого, есть
"свой" Высоцкий, есть песни, которые
нравятся больше других. Нравятся потому,
что чем-то роднее, ближе.
Но
о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах,
о шахтерах, о летчиках, об альпинистах,
об ученых, — казалось, автор тесно связан
с этой профессией, а на самом деле он
был человеком с неистребимой жаждой
познания. Где бы он ни был, с кем бы ни
общался — все впечатления от увиденного
и услышанного находили отклик в его
песнях.
Высоцкий — это
человек-легенда, борец за человеческое
достоинство, провидец. Он не умел молчать,
лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий
сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он
считал необходимым прожить жизнь так,
чтобы в память о ней людям захотелось
зажечь свечу...