Владимир Высоцкий – явление
уникальное, совершенно исключительное.
Он принадлежал к той редкой породе
людей, о которой Н.А. Некрасов сказал:
«Природа-мать, когда б таких людей ты
иногда не посылала б миру, заглохла б
нива жизни». Он покорял сердца не только
гениальным исполнением своих стихов
под аккомпанемент гитары, но и неотразимым
обаянием своей личности.
Владимир Семёнович – бард. Так древние
кельты называли странствующих поэтов
– певцов. У нас же авторская песня заново
родилась во второй половине 50-х годов,
после разоблачения «культа личности»
в период «хрущевской оттепели», и сразу
же завладела сердцами и душами
сограждан. Высоцкий
воспел свободу как величайшую ценность
в своих песнях: Я
согласен бегать в табуне – но
не под седлом и без узды!
(«Бег иноходца»)
Поэтому и войну он показал как освобождение
от врагов. В стихотворении «Мы вращаем
Землю» показан нечеловеческий труд,
боль Это общий,
коллективный подвиг народа, который
состоит из личностей. И гибель каждого
– это невосполнимая утрата. Об этом
песня «Он не вернулся из боя». Нам
и места в землянке хватало вполне, нам
и время – текло для обоих… Все
теперь - одному. Только кажется
мне, это я не вернулся
из боя. В те времена,
когда так мало ценится человеческая
жизнь, осознать значимость каждого
гражданина помогает Высоцкий: пусто
становится на земле и умирает какая-то
часть твоей души («…это я не вернулся
из боя»). «Сыновья
уходят в бой», «Братские могилы», «Песня
о Земле»– символ русской души, которая
«затаилась на время», «почернела от
горя», но поэт верит в возрождение: Кто
сказал, что Земля не поёт, что
она замолчала на веке?! Нет!
Звенит она, стоны глуша, изо
всех своих ран, из отдушин, ведь
Земля – это наша душа, сапогами
не вытоптать душу. Кто
сказал, что Земля умерла? Нет,
она затаилась на время…
Война – это та ситуация, которая требует
от индивида стойкости и напряжения всех
духовных и физических сил.
Мотив мужества проходит красной нитью
через все его песни. Смелость – это
значит не отступать перед препятствиями,
не бояться трудностей, идти предназначенной
тебе дорогой до конца. И если ты ощущаешь
кратковременность своего пребывания
на земле, то нужно жить на пределе
человеческих сил: Чуть
помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю
вас вскачь не лететь! Что-то
кони мне попались привередливые… Коль
дожить не успел, так хотя бы допеть! Я
коней напою, я куплет допою,- хоть
мгновенье еще постою на краю.
Так он пел о себе, а также об альпинистах,
летчиках, моряках – людях бесстрашных
профессий, вкладывая в понятие «мужество»
не только волю «пройти четыре четверти
пути» по канату («Канатоходец»), но и
верность друзьям: Надеемся
только на крепость рук, на
руки друга и вбитый крюк и
молимся, чтобы страховка не
подвела. («Вершина») В
песне «Я не люблю» Высоцкий сформулировал
кодекс мужской чести: Я
не люблю, когда стреляют в спину, а
также против выстрелов в упор.
Я
не люблю уверенности сытой, уж
лучше пусть откажут тормоза. Досадно
мне, коль слово «честь» забыто и
коль в чести наветы за глаза…
В его произведениях передаётся пушкинское
ощущение полноты, счастья, которое
достигается только благодаря любви: Я
поля влюбленным постелю – пусть
поют во сне и наяву!.. Я
дышу, и значит – я люблю! Я
люблю, и значит – я живу!
В знаменитой «Баньке по-белому» слышится
крик души, трагедия веры и позднего
прозрения человека, прошедшего сталинские
лагеря: Сколько лесу
и веры повалено! Сколько
изведано горя и трасс! А
на левой груди – профиль Сталина, а
на правой – Маринка анфас.
По-доброму относясь к людям, Высоцкий
мог весело шутить над их недостатками,
убожеством мыслей и желаний («Разговор
у телевизора»). Но смех этот рождал слезы
и глубокие раздумья о бедности и
несовершенстве нашей жизни. Я
до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может,
кто-то куда-то поставит свечу мне
за голый мой нерв, на котором кричу, и
веселый манер, на котором шучу.