Владимир Высоцкий – явление
уникальное, совершенно исключительное.
Он принадлежал к той редкой породе
людей, о которой Н.А. Некрасов сказал:
«Природа-мать, когда б таких людей ты
иногда не посылала б миру, заглохла б
нива жизни». Он покорял сердца не только
гениальным исполнением своих стихов
под аккомпанемент гитары, но и неотразимым
обаянием своей личности.
Владимир Семёнович – бард. Так древние
кельты называли странствующих поэтов
– певцов. У нас же авторская песня заново
родилась во второй половине 50-х годов,
после разоблачения «культа личности»
в период «хрущевской оттепели», и сразу
же завладела сердцами и душами
сограждан.
Высоцкий
воспел свободу как величайшую ценность
в своих песнях:
Я
согласен бегать в табуне –
но
не под седлом и без узды!
(«Бег иноходца»)
Поэтому и войну он показал как освобождение
от врагов. В стихотворении «Мы вращаем
Землю» показан нечеловеческий труд,
боль
Это общий,
коллективный подвиг народа, который
состоит из личностей. И гибель каждого
– это невосполнимая утрата. Об этом
песня «Он не вернулся из боя».
Нам
и места в землянке хватало вполне,
нам
и время – текло для обоих…
Все
теперь - одному. Только кажется
мне,
это я не вернулся
из боя.
В те времена,
когда так мало ценится человеческая
жизнь, осознать значимость каждого
гражданина помогает Высоцкий: пусто
становится на земле и умирает какая-то
часть твоей души («…это я не вернулся
из боя»).
«Сыновья
уходят в бой», «Братские могилы», «Песня
о Земле»– символ русской души, которая
«затаилась на время», «почернела от
горя», но поэт верит в возрождение:
Кто
сказал, что Земля не поёт,
что
она замолчала на веке?!
Нет!
Звенит она, стоны глуша,
изо
всех своих ран, из отдушин,
ведь
Земля – это наша душа,
сапогами
не вытоптать душу.
Кто
сказал, что Земля умерла?
Нет,
она затаилась на время…
Война – это та ситуация, которая требует
от индивида стойкости и напряжения всех
духовных и физических сил.
Мотив мужества проходит красной нитью
через все его песни. Смелость – это
значит не отступать перед препятствиями,
не бояться трудностей, идти предназначенной
тебе дорогой до конца. И если ты ощущаешь
кратковременность своего пребывания
на земле, то нужно жить на пределе
человеческих сил:
Чуть
помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю
вас вскачь не лететь!
Что-то
кони мне попались привередливые…
Коль
дожить не успел, так хотя бы допеть!
Я
коней напою, я куплет допою,-
хоть
мгновенье еще постою на краю.
Так он пел о себе, а также об альпинистах,
летчиках, моряках – людях бесстрашных
профессий, вкладывая в понятие «мужество»
не только волю «пройти четыре четверти
пути» по канату («Канатоходец»), но и
верность друзьям:
Надеемся
только на крепость рук,
на
руки друга и вбитый крюк
и
молимся, чтобы страховка не
подвела.
(«Вершина»)
В
песне «Я не люблю» Высоцкий сформулировал
кодекс мужской чести:
Я
не люблю, когда стреляют в спину,
а
также против выстрелов в упор.
Я
не люблю уверенности сытой,
уж
лучше пусть откажут тормоза.
Досадно
мне, коль слово «честь» забыто
и
коль в чести наветы за глаза…
В его произведениях передаётся пушкинское
ощущение полноты, счастья, которое
достигается только благодаря любви:
Я
поля влюбленным постелю –
пусть
поют во сне и наяву!..
Я
дышу, и значит – я люблю!
Я
люблю, и значит – я живу!
В знаменитой «Баньке по-белому» слышится
крик души, трагедия веры и позднего
прозрения человека, прошедшего сталинские
лагеря:
Сколько лесу
и веры повалено!
Сколько
изведано горя и трасс!
А
на левой груди – профиль Сталина,
а
на правой – Маринка анфас.
По-доброму относясь к людям, Высоцкий
мог весело шутить над их недостатками,
убожеством мыслей и желаний («Разговор
у телевизора»). Но смех этот рождал слезы
и глубокие раздумья о бедности и
несовершенстве нашей жизни.
Я
до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может,
кто-то куда-то поставит свечу
мне
за голый мой нерв, на котором кричу,
и
веселый манер, на котором шучу.
Поэт в России - больше чем поэт