Непостижимо, откуда он, молодой,
так много и так точно знал про нас про
всех? Про войну — хотя сам не воевал.
Про тюрьмы и лагеря — хотя сам не сидел.
Про деревню — хотя сам коренной горожанин
(дом на Первой Мещанской, в конце...).
Откуда эта щемящая достоверность?
Никакая тут не стилизация: он о родном,
о своем поет:
Как во
смутной волости,
Лютой
злой губернии,
Выпадали
молодцу
Все шипы да
тернии.
Он обиды
зачерпнул, зачерпнул
Полные
пригоршни,
Ну а горе,
что хлебнем, —
Не
бывает горше.
Пей
отраву, хочь залейся!
Благо
денег не берут.
Сколь
веревочка ни вейся —
Все
равно совьешься в кнут.
Как
успел он прожить столько жизней? И каких!
И как невероятно много может сделать
один-единственный человек.
В
январе 1980 года он записывался для
"Кинопанорамы”. Пел "Мы вращаем Землю”.
Первая попытка — неудача. Вторая, третья,
четвертая — тоже... Лишь пятая его немного
удовлетворила. Вот уж кто не берег, не
щадил себя, чтобы отыскать, открыть и
пропеть правду, чтобы так сблизить
совсем разные, далекие поколения.
Почти
каждую свою песню он пел на последнем
пределе сил человеческих. А сколько у
него таких песен и сколько раз он так
их пел? Какими трудами, нервами, кровью
они создавались?
Его
способность самоотдачи феноменальна.
Чтобы так много отдавать, надо это иметь,
но надо иметь и удивительную способность
слушать, брать, видеть, впитывать —
везде, всегда, от всех.
Слушая
его, я, в сущности, впервые понял, что
знаменитый древнегреческий Орфей,
играющий на струнах собственного сердца,
— никакая это не выдумка красивая, а
чистая правда.
В его
песнях ощущаешь, будто он сам все время
прислушивается, боясь пропустить чей-то
сигнал бедствия. Это он сам мчится
кому-то на помощь, боясь опоздать. Это
он сам справляет виноватые поминки по
павшим, боясь кого-нибудь из них позабыть,
не понять...
Спасите
наши души!
Мы бредим
от удушья.
Спасите
наши души!
Спешите к
нам!
Услышьте нас на
суше —
Наш SOS все
глуше, глуше,
И ужас
режет души
Напополам...
Он
бьет в набат, будит память, совесть. У
каждого человека — свой голос, своя
песня, но как мало мы знаем об этом, как
поздно, банально, бессильно спохватываемся.
В этом-то и состоит, быть может, самая
первичная трагедия всех трагедий:
Кто-то
высмотрел плод, что неспел,
Потрусили
за ствол — он упал.
Вот
вам песня о том, что не спел
И
что голос имел — не узнал.
Может,
были с судьбой нелады,
И
со случаем плохи дела,
А
тугая струна на лады
С
незаметным изъяном легла.
Он
начал робко — с Ноты "до”,
Но
не допел ее, не до...
Не
дозвучал его аккорд
И
никого не вдохновил.
Собака
лаяла, а кот
Мышей
ловил, мышей ловил.
Смешно,
не правда ли, — смешно?
А
он шутил — не дошутил,
Недораспробовал
вино,
И даже
недопригубил.
Он как
бы предчувствовал и почти досконально
знал свою судьбу — будто сам загадал и
сам же отгадал. А может быть, и так — сам
ее делал, а потому и знал? Ведь его песни
— это какая-то неистовая гонка, гонка
и от гибели своей — и прямо навстречу
ей.
Рвусь из сил — и из
всех сухожилий,
Но
сегодня — опять как вчера:
Обложили
меня, обложили —
Гонят
весело на номера!
Он
не вышел ни званьем, ни ростом,
Не
за славу, не за плату —
На
свой, необычный манер
Он
по жизни шагал над помостом —
По
канату, по канату,
Натянутому,
как нерв.
В одном из
интервью на вопрос: "Что бы ты подарил
любимому человеку, если бы был всемогущ?”
— Владимир Высоцкий ответил: "Еще одну
жизнь”.
Этот его ответ
стал пророческим для него самого. Своим
даром он как бы обрел вторую жизнь после
физической смерти. Его песни всегда
будут звучать в кругу людей, которым
дорога честь, справедливость и для
которых главное в жизни — любовь к
отечеству.