Пожалуй, нет у нас в стране
такого человека, который бы не знал
Владимира Высоцкого. Он вошел в
отечественную литературу со своей
неизменной гитарой и хрипотцой в голосе
и оставил частицу своего творчества в
душах миллионов людей. В Высоцком
сосредоточилось огромное количество
первобытной, языческой энергии. Его
песни - это не только литературный
материал, но и фольклорный. Язык песен
Высоцкого наделен удивительной
особенностью: он доступен и понятен
каждому. Это вовсе не означает, что он
примитивен и скуден. Нет, напротив, он
исключительно метафоричен и
эмоционален.
В своем
творчестве Высоцкий затронул множество
тем и проблем. Рассмотреть их все в
рамках одного сочинения не представляется
возможным, и поэтому мы обратимся только
к некоторым. Большой пласт его лирики
составляет так называемая «бытовая»,
пародирующая мещанский уклад жизни
лирика. Это и знаменитый «Разговор перед
телевизором», и «Утренняя гимнастика».
Эти стихотворения характеризует большое
количество разговорной лексики, а также
исключительные комические образы.
Очень
часто Высоцкий обращается к народным
песенным истокам и создает такие шедевры,
как цикл «Очи черные», «Иван-да-Марья»,
сказки.
Во лесных
кладовых моих уйма товара -
Два
уютных дупла, три пенечка гнилых.
Чем
же я тебе, Груня, не пара?
Чем
я, Феня, тебе не жених?
Я
женихов твоих через колено,
Я
папе твоему попорчу кровь,
О,
выйди, выйди, выйди Аграфена!
О,
не губи разбойничью любовь!
Политическая
тема занимала Высоцкого всегда. Именно
поэтому долгое время он находился под
строгим и пристальным контролем цензуры.
Обращение же к его творчеству, как к
литературе и вовсе не представлялось
возможным. Но поэт пророчески предчувствовал
иную жизнь, иную свободу:
Еще
стыдились нищеты Поля без всходов, лес
без тени,
Еще тумана
лоскуты
Ложились
сыростью в колени,
Но
диск на тонкую черты
От
горизонта отделило.
Меня
же фраза посетила:
Не
ясен свет, пока светило
Лишь
набирает высоту!
Вообще,
для Высоцкого нет запретных тем. Он
может петь про все, а самое главное - ему
будут верить, потому что в языке его
песен невозможна фальшь, ложь или
излишний пафос. Поэт высоко ценил свой
талант и понимал, что его способность
писать стихи и песни - это Божий дар. И
этот дар - его единственное сокровище,
золотой пропуск в бессмертие:
Я
живу. Но теперь окружают меня Звери,
волчьих не знавшие кличей. Эти - псы,
отдаленная наша родня,
Мы
их раньше считали добычей. Улыбаюсь я
вольчей улыбкой врагу,
Обнажаю
гнилые осколки. А на татуированном
кровью снегу -Тает роспись: мы больше
не волки.
Еще одна
тема, особенно важная для поэзии Высоцкого
- тема надломленной души. Постоянное
предчувствие трагического исхода,
ощущение падения в пропасть близки
трагической лирике поэта. В стихотворении
«Кони привередливые» Высоцкий использует
метафору, сравнивая жизнь человеческую
с бегом неукротимых коней.
Вдоль
обрыва, по-над пропастью, по самому по
краю
я коней своих
нагайкою стегаю-погоняю. Что-то воздуха
мне мало, ветер пью, туман глотаю, чую с
гибельным восторгом: «Пропадаю,
пропадаю!»
Перед
смертью чувство близкого исхода не
покидало поэта. Оно заполнило и его
стихи:
Когда я отпою
и отыграю,
Чем кончу
я, на чем - не угадать.
Но
лишь одно наверняка я знаю -
Мне
будет не хотеться умирать...
Многие
строки Высоцкого уже давно стали
хрестоматийными, растворились в языке.
Его поэзия прошла испытание временем.
Также как тогда, в шестидесятых, она
продолжает волновать нас. Слушая
Высоцкого, мы не устаем смеяться и
плакать, заново влюбляться и вспоминать
о наших далеких друзьях. Думать о том,
что в жизни человеческой самое главное
-вовремя остановить коней и хоть немного
еще постоять на краю.