Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу (А. Галич. «Возвращение»)
Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу (А. Галич. «Возвращение»)
Я на этой земле останусь...
А.
Галич
В книгу известного
поэта, барда и драматурга Александра
Аркадьевича Галича вошли стихи,
автобиографическая проза "Генеральная
репетиция”, а также песни: песни-реквиемы
памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака,
знаменитые "Облака”, "Когда я вернусь”
и другие. Вот уже несколько десятилетий
звучат с магнитофонных пленок песни
этого человека. Значит, его эстетические
взгляды созвучны всем добрым и справедливым
людям России.
Книгу
"Возвращение” открывает стихотворение
"Песня об Отчем Доме ”:
Ты
часто мне снишься, мой Отчий Дом,
Золотой
мой недолгий век,
Но
все то, что случится со мной потом,
Все
отсюда берет разбег.
Я
знаю судьбу А. Галича, и для меня "Отчий
Дом” — это образ родины, неподвластный
влияниям темных сил. Но эти силы могут
повлиять на судьбу "жильцов” этого
Дома:
Как ни странно
мне было, мой Отчий Дом,
Когда некто с пустым лицом
Мне
сказал, усмехнувшись, что в доме том
Я не сыном был, а жильцом.
Автор,
пользуясь развернутой метафорой, в
четырех строках передает ощущение
любящего свою родину человека, испытавшего
несправедливость власти. Но лирический
герой Галича ни в чем не винит Отчий
Дом. Он верит в его святость. Он готов
разделить с ним любую беду и прийти,
если понадобится, вызволять его из огня.
Вся поэзия Галича светится благородством
отношения к вечным человеческим
ценностям.
Особенно
хочу отметить песни-реквиемы памяти А.
Ахматовой, О. Мандельштама и Б. Пастернака.
В них с особой силой звучит голос
Галича-гражданина. Он тонко чувствует
трагедию этих людей, потому что они тоже
пережили (каждый по-своему) разлуку с
Отчим Домом.
Трагедию
Анны Ахматовой автор передает через
образ девочки, которая вырастает и
мужает для любви и счастья и гордой
походкой идет сквозь жизненные
испытания:
На праздник
и на плаху
Идет она,
как ты!
По Пряжке,
через Прагу —
Искать
свои "Кресты”!
Автор
заканчивает реквием возвращением
героини домой, где она никому не жалуется
на свою судьбу: "И никому ни слова —
где была...” А последние слова героини
прямо обращены к Анне Ахматовой:
Но
с мокрых пальцев облизнет чернила
И
скажет, притулившись в уголке:
"Прости, но мне бумаги не хватило,
Я
на твоем пишу черновике...”
Мне
даже кажется, что автор не столько
стремится этой метафорой передать
трагедию большого поэта, сколько
утвердить непобедимость своих идеалов,
неподвластных темным силам.
В
другой песне-реквиеме памяти О.
Мандельштама автор использовал стихи
самого Мандельштама, как бы предсказавшего
свою суровую судьбу. У Мандельштама
есть такие строки:
И
только и света,
Что в
звездной колючей неправде.
А
жизнь промелькнет
Театрального
капора пеной.
И некому
молвить
Из табора
улицы темной...
Мандельштама
и Галича роднит страстная любовь к
музыке, поэтому, мне кажется, автор очень
удачно и наверняка не случайно начал
реквием с музыкального образа:
Всю
ночь за стеной ворковала
гитара.
Сосед-прощелыга
крутил юбилей.
И два
понятых, словно два санитара,
Зевая,
томились у черных дверей.
Автор
мастерски переплетает три сюжетных
линии: первая — идет обыск в квартире
Мандельштама; вторая — жизнь
соседа-обывателя, справляющего свой
юбилей, а за стеной во время обыска
раздается музыка радиолы и блатарь-одессит
распевает "Рамону”; третья — строки
из приведенного стихотворения
Мандельштама, вкрапленные в текст
реквиема.