Скоро сказка
сказывается...
Присказка
Волшебный
мир сказки — он создавался с незапамятных
времен, когда человеку было неведомо
не только печатное, но и рукописное
слово. Сказка жила и передавалась из
уст в уста, переходила из поколения в
поколение. Ее корни глубинно народные.
И жить сказка будет столько, сколько на
небе солнышко будет светить.
Конечно,
сказка нашего времени — не устное
народное творчество, а сочинение,
написанное пером профессионального
литератора. Она уже неизбежно и по форме,
и по стилистике отличается от старых
сказок. Но своих драгоценных изначальных
качеств сказка не утратила и по сей
день. Это — лукавинка, доброта, поиск
лучших, благородных начал в характере
человека, яростная целеустремленность
в одолении зла.
Я
недавно прочитал книгу Владимира Галкина
"Сибирские сказы” и порадовался удачам
автора в развитии сказочных русских
традиций. В книге об авторе сообщается,
что он учитель и в течение многих лет
собирает фольклор, чтобы на его основе
складывать новые сказы.
В.
Галкин гармонично соединяет подробности
реального быта современной Сибири и ее
прошлого с волшебством сказочного мира.
Поэтому, читая "Сибирские сказы”,
словно вдыхаешь аромат духмяной хлебной
закваски, которая сохранилась еще у
многих сельских хозяек, и обжигаешься
свежим сибирским морозцем, выходя поутру
в лес вместе с героями сказов.
Сюжеты
сказов просты. Например, в сказе "Еремеево
слово” речь идет о старике Еремее
Стоеросовом, который жил на селе тем,
что плел корзины под грибы да ягоды. Но
штука в том, что он во время этой своей
работы любил, разные байки интересно
рассказывать. Часто у него полная изба
народу набивалась. Все хотели послушать
Еремеевы байки. А собирался народ так:
"Мать какого-нибудь мальчонки придет,
зашумит: "Байки слушает, а поутру не
добудишься!” Но другие на нее зашикают:
"Бери, тетка, мальца своего, да нам не
мешай!” Баба замолчит. Постоит, постоит
да и присядет в уголке: "Эвон как складно
сказывает!” Этим коротким фрагментом
автор обозначил два нравственных начала
в жизни русского народа: первое — труд
для него не самоцель, и он всегда старается
как-то украсить его песней или словом,
иными словами — будни в праздники
превратить; второе — при виде чужой
радости забывает он свои собственные
трудности и печали.
Но
без завистников не обходится. Есть на
селе парень Оська Рябов, по прозвищу
Рябок. Его в деревне все недолюбливают.
Завистливый: "Сосед к празднику жене
платок с городу привезет, Рябок по
деревне нашептывает: "Чего Макар Марью
выряжает? Все равно рылом не
вышла”.
Конечно, такой
человек завидовал доброй славе
Еремея-сказочника и старался поддеть
его. Сидит, сидит — и вдруг ни с того ни
с сего ляпнет: "Враки все!” Еремей к
этому поперечнику относился спокойно,
хотя сельчане много раз пытались за
него заступиться: "Гнал бы Рябка Еремей,
чего терпит?” А иные масла в огонь
подливали: "Срезал, видать, его
Оська-то!”
Автор
описывает ситуации, где четко проявляются
различные характеры героев. Особенно
хорош здесь Еремей. Он нисколько не
обижается на Рябка, но все же беззлобно
решает его проучить, а вернее — на путь
истинный наставить. Для осуществления
цели Еремей выбирает старинный русский
сказочный вариант: осмеять поперечника
через какой-нибудь затейливый случай.
Он идет к знакомому охотнику и просит
у него несколько живых зайцев, зная, что
тот их умеет ловить не петлями, а в ямках.
Зайцев Еремей поместил в короб и стал
дожидаться прихода гостей — байки его
послушать. Гости пришли, а вместе с ними
и поперечник Рябок. Здесь Еремей говорит:
"Зайцев буду ловить, чего даром время
терять. Заговор прочту — они и навалятся,
пока вам байки рассказываю”. Конечно,
усомнился только Рябок и согласился на
спор с Еремеем. Кто проигрывает, тот
ведро медовухи ставит.
Но
Еремей и здесь проявляет широту натуры:
пока шептал заговор, гости угощались
его собственной медовухой. Конечно,
Еремей выиграл спор. Пока его зайцы из
короба выпрыгивали да улепетывали в
лес, все смеялись над Рябком. На всю
жизнь ему наука была.
Можно
порассуждать над этим фрагментом шире.
Видно, что охотник-то "промышлял иногда
с ружьишком, да носил его больше для
форсу”. Побольше бы таких охотников! А
сам главный герой сказа Еремей — человек
не мстительный и щедрый. Он хоть и выиграл
спор, да все равно свою медовуху выставил.
А справедливость помогли восстановить
именно зайчишки. Сразу вспоминается
сказка о том, как заяц, в роли меньшего
брата, в бегах участвовал и победил. То
есть автор сохранил русскую сказочную
традицию.
Хочу в
завершение сказать, что собирателей
фольклора у нас не так уж и много. Поэтому
каждая встреча с таким собирателем
самоцветного народного слова, как
Владимир Галкин, — всегда радость.