Центральный Дом Знаний - Прибыль: виды, ее оценка, источники

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Прибыль: виды, ее оценка, источники

Введение.              скачать курсовую работу полностью

Актуальность темы: Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инстру­ментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фир­мы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.

В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких разме­рах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных экономистов со времени становления класси­ческой школы.

Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате про­дажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста.

К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной сто­имости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли. В экономической науке XX в. можно вы­делить основные теории: производительного капитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательного фактора любого производства); воздержания (прибыль — вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вло­женных в производство средств); прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах; прибыли как результата существования монополии.

Общим признаком указанных теорий является признание источником при­были новаторской творческой деятельности предпринимателя.

Цели и задачи курсовой работы:

Рассмотреть что такое прибыль: виды, оценка и источники.

Предпринимательский доход, виды, ограничения.

И наконец выяснить какие пути повышения прибыли и нормы прибыли на российских предприятиях используются.

  1. Прибыль: виды, ее оценка, источники.

Экономическая теория различает нормальную и экономическую прибыль. Нормальная прибыль представляет доход на факторы, которые предоставлены самим предпринимателем: неявны» заработная плата, рента, процент. Если исключить из экономической прибыли нормальную, то остается так называемая бухгалтер екая прибыль. Последняя представляет разницу между совокупными доходами и совокупными явными издержками фирмы. Создание бухгалтерской прибыли связано с функционированием трех факторов: физического капитала, предпринимательских способностей и труда. Физический капитал постепенно утрачиваем стоимость и физическую субстанцию. Он не может присоединить к новому продукту ничего, кроме амортизации. Предельный денеж­ный продукт в процессе производства создается предприниматель­скими способностями и трудом. Последний в силу высокой произ­водительности способен создавать доход, превышающий заработ­ную плату. Присвоение прибыли осуществляется капиталистом как предпринимателем и как собственником физического капитала.

На величину прибыли могут влиять многие обстоятельства, Помимо общих закономерностей она находится под воздействием частных и случайных причин.

Многие экономисты, прежде всего Й. Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.

История крупнейших состояний прошлого демонстрирует зна­чительный элемент удачи при образовании многих из них. Откры­тие месторождений нефти, патенты, маркетинговые и спекуля­тивные успехи являются примерами случайности в системе при­былей и убытков. При рассмотрении прибылей всегда нужно иметь в виду неопределенность и риск.

В рискованных отраслях долгосрочные издержки производства должны включать наряду с заработной платой и процентом премию, которая компенсировала бы возможные, убытки. Вероятно, компенсация в известных пределах необходима, но это не может служить основанием для сведения роли прибыли к выполнению этой задачи.

Некоторые экономисты характеризуют прибыль как «монопольный доход».1 В условиях несовершенной конкуренции имеет mi и то ограничение предложения факторов производства. Их нехватка может быть обусловлена самой природой. Несовершенная конкуренция приводит к появлению так называемого умышленного дефицита. Часть того, что называется прибылью, представляет Доход, полученный в результате умышленного или искусственного создания дефицита факторов производства.

Таким образом, проблемы прибыли в экономике рассматрива­ются не с позиций отношения «наемный рабочий — предприниматель», а с точки зрения некоторых условий ее возникновения (на­пример, дефицит ресурсов). Частично рассматриваются некото­рые функции, выполняемые прибылью, — стимулирование науч­но-технического прогресса, компенсация убытков.

В хозяйственной практике существуют следующие методы расчета нормы прибыли:

отношение прибыли к объему продаж2

Это характеризует прибыльность элементов вещественного капи­тала (здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы).

Различные методы расчета нормы прибыли отражают разные относительные оценки доходности капитала.

В рыночной экономике действует Тенденция к образованию средней нормы прибыли. Эту тенденцию открыли представители классической школы политической экономии (А. Смит, Д. Рикардн К. Маркс). В XX веке проблемой средней прибыли занимали многие известные экономисты. Английский экономист Дж; Робин сон писала: «Средние издержки должны включать среднюю прибыль на единицу выпуска».3

Усреднение прибыли есть результат ее выравнивания вследствие внутри- и межотраслевой конкуренции. Норма прибыли (ел ношение прибыли к капиталу) может быть низкой или высокой Капиталы привлекаются в отрасли с высокой и отвлекаются и отраслей с низкой нормой прибыли. В одних отраслях с низкой нормой прибыли из-за утечки капитала сокращается объем производства, уменьшается предложение, изменяется соотношение между спросом и предложением, растут цены на выпускаемую продукцию, а вместе с ними и нормы прибыли. Наплыв капитала и другие отрасли (с высокой нормой прибыли) ведет к расширению производства товаров, увеличению предложения. Из-за превышения предложения над спросом цены падают, а вместе с ними и нормы прибыли. Переливы капитала из одной отрасли в другую и в конце концов приводят к выравниванию прибылей.

Правило выравнивания прибылей действует, но на практике встречает определенные препятствия (меры государственного ре­гулирования, барьеры стратегического сдерживания, неравномер­ность развития отдельных отраслей). Прибыльность в значитель­ной мере зависит от уровня издержек, которые в силу тех или иных причин могут быть высокими или низкими. Через переливы капитала, изменение цен и прибылей устанавливаются и поддер­живаются пропорции в народном хозяйстве.

Прибыль- это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики - в производстве, тор­говле и банковском деле.4

Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Ц0) выше его себестоимости (Сс). — затрат на производство. Стало быть, прибыль производителя (Пп) — это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:Пп = Ц0- Сс.

Значит, величина прибыли зависит от двух основных фак­торов: а) уровня себестоимости товара и б) высоты оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы.

1-й фактор — себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производство благ. Прежде всего важно заметить отличие се­бестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств произ­водства (Сп) и добавленную (новую) стоимость (Сд). В свою очередь, последняя распадается на заработную плату (Зп) и ва­ловую прибыль (Пд).

Теперь можно перейти к анализу величины себестоимости единица продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные.

А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся: заработная плата работников, непосредственно занятых из­готовлением благ; затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

Общая их величина изменяется, как правило, в прямой про­порции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себес­тоимость единицы продукции не изменяется по своей величине.

Б. Косвенные (или условно-постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска изделий. К ним при­числяют: аренду здания; заработную плату служащим; страховку имущества; обслуживание машин (их амортизация и ремонт); коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т. п.); затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.); выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов выпуска товаров.

2-й фактор, влияющий на величину прибыли, — уровень цен продукции. Здесь возможны пять основных вариантов в соот­ношении цен, стоимости и себестоимости изделий.

Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себесто­имости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вто­рых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость произ­водства. В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем ве­личина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной прибыли.

Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополни­тельную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения: за счет увеличения общей массы (абсолютной ве­личины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий. Поэтому важно рассмот­реть этот более надежный способ повышения доходности фирмы.

Например: В минипекарне выпекается в день 1 тыс. буханок хлеба и продается по 3 рубля. Ежедневная выручка составляет 3 тыс. рублей, месячная – 90 тыс. рублей при ежедневной работе, годовая – 1,1 млн. рублей при остановке на 2 недели для ремонта. Издержки производства и реализации составляют 2,5 рубля на одну буханку, или 2,5 рублей в день. Значит, валовая ежедневная прибыль составляет 500 рублей в день (3000-2500), 15 тыс. рублей в месяц, 180 тыс. рублей в год. Из валовой прибыли нужно заплатить налоги, выделить средства на инвестиции (накопление), заплатить дивиденды собственникам (акционерам, пайщикам), укрепить резервный капитал, осуществить другие платежи. Такова повседневная практика бизнеса на всех других предприятиях, в действиях индивидуальных предпринимателей. Доходы предприятий производятся, распределяются, используются. Основные категории и виды доходов рассматриваются с учетом перехода России на систему национальных счетов, применяемых в Европе. В этой системе каждому показателю доходов на микроуровне, на предприятиях соответствуют совокупные показатели доходов отрасли хозяйства и страны в целом. В таблице 1. представлен счет производства по минипекарне за год по основным статьям доходов и расходов.

Таблица 1

Счет производства по минипекарне за 1999 г.

п/п

Показатели доходов и расходов

Доходы

Расходы (издержки)

1

Валовой выпуск (чистые продажи)

1100


2.

Издержки производства, всего


850

2.1

в т.ч. материальные затраты


450

2.2


оплата труда


200

2.3


отчисления в социальные фонды

(пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости)


80

2.4


амортизация


60

2.5


прочие затраты


60

3

Издержки реализации (торговая наценка 10%

к выпуску), всего



110

4

Валовая прибыль (1строка-(2строка+3 строка))

240


5

Налог на прибыль (30%)


72

6

Чистая прибыль (4 строка-5строка)

168







Распределение прибыли



7

Инвестиции (накопление), 30%

48


8.

Дивиденды ,30%

48



в т.ч. по привилегированным акциям

18



по обыкновенным акциям

30


9

Отчисления в резервный капитал, 15%

25


10.

Прочие платежи из прибыли

47



Статьи издержек производства и реализации рассматривались
в предыдущей теме курса. Здесь раскроем источники и расчет доходов, сосредоточив главное внимание на прибыли и факторах ее увеличения.

Валовой выпуск (объем чистых продаж5) - суммарная стоимость всей произведенной за год продукции, включая производство товаров и услуг, которые могут иметь рыночный или нерыночный характер.

Прибыль - отдача капитала в виде прироста примененного капитала. В любой отрасли бизнеса прибыль рассчитывается как разница между выпуском (продажами) продукции (услуг) и издержками на их производство и реализацию.

Рвал. = ВВ-И,

где Рвал.- прибыль валовая; ВВ - валовой выпуск; И - издержки.

По каждому отдельному товару прибыль определяется по разнице между ценой реализации товара и себестоимостью его производства
и реализации.

Рiii,

где Рi - прибыль индивидуальная; Цi - цена реализации, Сi – себе-
стоимость.

Соответственно, убыток представляется как отрицание прибыли, когда издержки производства и реализации превышают цену продажи на рынке. Убыточность предприятий характерна для кризисных фаз экономики, при неэффективном хозяйствовании, в предбанкротном состоянии предприятий.

Предприниматели и экономисты должны понимать различия между тремя основными видами прибыли.

Бухгалтерская прибыль - часть дохода фирмы за вычетом внешних издержек, т.е. за вычетом расходов на оплату ресурсов, поставляемых извне, от других предприятий. В бухгалтерских балансах и счетах учитываются только явные, документально зафиксированные издержки. Для выявления вмененных (скрытых) издержек требуется дополнительный анализ производственных альтернатив (возможностей).

Экономическая прибыль - часть дохода предприятия, за вычетом всех издержек, внешних и внутренних, включая оплату услуг предпринимателя или капитала. Процент за капитал или предоставление предприятию права пользования организационно-предпринима-тельским капиталом (коммерческими секретами, "ноу-хау", ограниченными производственными ресурсами) оказываются для предприятия тоже издержками бизнеса, хотя для владельцев капитала выступают доходом.

Чистая прибыль - часть валовой прибыли предприятия за вычетом налогов и обязательных (по закону) платежей из прибыли.
Из чистой прибыли можно осуществлять накопления, т.е. вкладывать, инвестировать средства в развитие предприятия, в освоение новой, конкурентоспособной продукции, на покупку лицензий по новым технологиям, на улучшение условий труда и другие производственные инновации. Из чистой прибыли финансируется социальная сфера предприятия (профилактории, медсанчасть, культурно-спортивная работа и др.), а также благотворительные проекты.

И собственники, и предприниматели, и персонал предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а, значит, в поиске путей снижения издержек и увеличения валовых доходов. В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия. Эти вопросы изучаются в теории фирмы (экономика предприятия).

Максимальная прибыль. Для характеристики цели максими­зации прибыли и способов ее достижения в экономической теории используют понятие экономическая функция производства. Если прибыль является целью производства, то взаимосвязь между ею и факторами производства (а следовательно, технологией, объ­емом выпуска продукции, издержками) можно записать следую­щей формулой:

P = F(K,L),

где Р — прибыль; К — основной капитал; L — труд.

Эта формула имеет сходство с производственной функцией и в то же время существенно отличается от нее. Производственная функция Q = F (К, L) выражает прямую зависимость объема вы­пуска продукции от массы примененного основного капитала и труда. Экономическая функция производства показывает опосре­дованную зависимость прибыли от капитала и труда, так как получение этой формы дохода связано не только с объемом выпуска продукции, но и с издержками фирмы. Фирма увеличивает массу прибыли, если она наращивает валовой доход и сокращает валовые издержки. Поэтому величина прибыли находится в прямой зависимости от объема реализованной продукции и рыночных цен и в обратной зависимости — от средних валовых издержек. Фир­ма должна выйти на такой объем выпуска продукции, при кото­ром складывались бы минимальные средние валовые издержки и в связи с этим образовалась бы максимальная прибыль.

Таким образом, максимальная прибыль достигается при вза­имодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода фирмы после реализации продук­ции) факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли — прибыльность (окупаемость) каждой еди­ницы выпуска.

Фирма стремится, максимизировать разность между общим походом и общими издержками. Производство каждой дополни­тельной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек, но одновременно повышает и об­щий доход на величину предельного дохода. Пока предельный до-код больше предельных издержек, общая прибыль повышается, критерий максимизации прибыли еще не достигнут, и фирма мо­жет увеличивать объем производства. Как только предельные из­держки превышают предельный доход, рост общей прибыли за­медляется, и увеличение выпуска становится убыточным.

Следовательно, величина прибыли достигает своего максиму­ма при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Поэтому фирма расширяет производство до тех пор, пока предельный доход и предельные издерж­ки не сравняются.

Производственные факторы и пути:

  • экономия издержек производства по каждой из статей затрат
    до предельно допустимых технологических режимов, не допускающих снижения качества продукции (услуг);

  • увеличение производства продукции (услуг) и освоение новых
    рыночных ниш реализации;

  • расширение направлений и отраслей деятельности предприятия,
    внедрение гибких технологий для конкурентного обновления ассортимента продукции (услуг).

Коммерческие факторы и пути:

  • анализ конкурентной среды реализации продукции (услуг), стратегии и тактики поведения на рынке главных конкурентов с выработкой собственных планов и программ активного маркетинга;

  • изучение потребителей (клиентов), их потребностей и предпочтений, доходов и спроса, возможностей для увеличения емкости рынка;

  • поиск и освоение новых рынков сбыта продукции, формирование сбытовых систем продвижения товаров.

Эффективность предприятия оценивается по прибыльности производства или норме прибыли (Р')

Р Прибыль

Р' = -- = -------------------- = в процентах или в относительных долях

К примененный капитал6

Так, в Орловской области в 1999 г. прибыльно работало каждое второе промышленное предприятие. В 1996 году норма прибыли на капитал составила на передовых предприятиях: АО "Ливныпластик" более 30 %, АО "Автоагрегат" - 22,5%, АО "Ливныгидромаш" -22%, АО "Гамма" - 13,7%. В том же году более половины предприятий в материальном производстве, а в России - 36% предприятий сработали с убытками, превышающими суммарную прибыль эффективных предприятий. Это свидетельствует с позиции микроэкономики о низком качестве менеджмента (управления) на убыточных предприятиях, с другой, - о неблагоприятном деловом климате в России и ее регионах.

1 Борисов Е. Ф.:Учебное пособие – 2-е изд, пер,и доп, - М:ЮРАЙТ – М , 2000. - 384с.

2 Борисов Е. Ф.:Учебное пособие – 2-е изд, пер,и доп, - М:ЮРАЙТ – М , 2000. - 384с.

3 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА- ИНФРА.М, 1999. -456с.

4 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА- ИНФРА.М, 1999. -456с.

5 Объем чистых продаж – эквивалент показателя валового выпуска, используемый в учетно-статистической практике США.

6 Экономическая теория/ Под. Ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд, 200. – 544с. <........>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24