Имя Мефистофель, возможно,
греческого происхождения — «ненавидящий
свет», от me — не, phos — свет и philos —
любящий. По другой версии, древнееврейского
происхождения — от «мефиц» —
распространяющий (разносящий) и «тофель»
— скверна, грех. В Библии оно не фигурирует.
Появилось, скорее всего, в эпоху
Ренессанса.
«Я – часть
той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо» - так представляется
Фаусту Мефистофель в самом начале их
знакомства. Возможно, здесь Мефистофель
слукавил, потому что никогда никому
блага не приносил. «Добро» для него
абсолютное отрицание.
Фауст
насмешливо обращается к Мефистофелю:
Так
вот он в чем, твой труд почтенный!
Не
сладив в целом со вселенной,
Ты
ей вредишь по мелочам?
На
это Мефистофель отвечает:
И
безуспешно, как я ни упрям.
Мир
бытия – досадно малый штрих
Среди
небытия пространств пустых.
Однако
до сих пор он непрерывно
Мои
нападки сносит без урона.
Я
донимал его землетрясеньем,
Пожарами
лесов и наводненьем, -
И
хоть бы что! Я цели не достиг.
И
море в целости и материк.
Он
много лет занимается единственным
«клиентом», Фаустом, а прочие земные
дела текут без его участия. Функция его
не глобальная, а узкая, исполнительская
- заполучить душу любимого Божьего раба.
Глобальных интересов у него нет.
Вынужденный служить Фаусту, быть при
нем мастером развлечений, он бездельничает
и сам не
упускает
случая повеселиться.
Самая
яркая черта характера Мефистофеля –
его язвительная шутливость. Он часто
издевается и насмехается над чувствами
и переживаниями Фауста, над человеческой
алчностью и высокомерием.
Как
дух сомнения, отрицания и неверия, он
противостоит безграничной вере Фауста
в человека и человечество. Он не признает
никаких положительных ценностей:
Я
дух, всегда привыкший отрицать.
И
с основаньем: ничего не надо.
Нет
в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье
не годится никуда.
Однако
в критике Мефистофеля есть и рациональное
зерно: отрицая все, он отрицает и
схоластику, всякое оторванное от жизни
знание:
Теория, мой
друг, суха,
Но зеленеет
жизни древо.
Мефистофель
является Фаусту в час заката, на пустынном
поле в обличье черного пуделя.
Кругами,
сокращая их охваты,
Все
ближе подбирается он к нам.
И,
если я не ошибаюсь, пламя
За
ним змеится по земле полян.
Мефистофель
и в облике собаки связан со стихией ада
– огнем. Он обладает властью заклинать
пламя: в пятой сцене «Погреб Ауэрбаха
в Лейпциге», когда Зибель нечаянно
разливает вино, и оно загорается,
Мефистофель восклицает: «Стихия милая,
смири разгул!».
Однако
ни одной из первоматерий в нем нет, черт
– существо иного рода.
Не
завладей я областью огня,
Местечка
не нашлось бы для меня.
Облик
демона создавался богословами по
принципу териоморфии. Смешение
антропоморфных и звериных черт произошло
в эпоху раннего Средневековья. С тех
пор Дьявол традиционно изображается с
козлиными рогами, хвостом, копытами и
(реже) с козлиной бородой, подобно
языческим низшим духам. Хвоста и рогов
у Мефистофеля нет, и свой отказ от
традиционных демонических символов он
объясняет необходимостью общаться с
людьми в облике обычного
человека:
Цивилизация
велит идти вперёд;
Теперь
прогресс с собой и чёрта двинул.
Про
духа северного позабыл народ,
И,
видишь, я рога, и хвост, и когти
кинул.
Мефистофель
часто возится с золотом — это его почти
что постоянное занятие: он добывает
шкатулки с драгоценностями, которыми
Фауст соблазняет Гретхен, сулит добыть
из земли древние клады, или попросту
грабит.
Мефистофель
свою национальную принадлежность
определяет без колебаний — во II части
«Фауста», в сцене «Классическая
Вальпургиева ночь», происходящей под
небом Греции:
А здесь
я, право, не в своей тарелке.
Насколько
лучше Блоксбергская высь,
Ты
там свой брат, куда не повернись.
Или
чуть дальше: «Ах, оттого-то мне на Гарце
любо, Что с серой схож сосновый
аромат…»
Мефистофель
почти не расстается со своей шпагой,
однако пускает ее в ход лишь однажды –
во время драки с Валентином. В его руках
шпага из символа чести и рыцарства
превращается в орудие убийства.
Шляпа
с петушиным пером еще один атрибут
Мефистофеля, который упоминается в
шестой сцене «Кухня ведьмы»:
Не
уважаешь красный мой камзол?
Петушьего
пера узнать не можешь?
Как
у классического черта, у Мефистофеля
вместо человеческой ноги конское копыто.
Первый раз это копыто упоминает ведьма,
говоря о нем, как об атрибуте
Мефистофеля:
Простите,
сударь, мне за грубый мой привет!
Но
конского при вас копыта нет,
И
вороны куда, скажите мне, девались?
На
это Мефистофель ей отвечает:
Цивилизация
велит идти вперёд;
Теперь
прогресс с собой и чёрта двинул.
Про
духа северного позабыл народ,
И,
видишь, я рога, и хвост, и когти
скинул.
Хоть ногу
конскую иметь я должен всё ж,
Но
с нею в публике являться не желаю
И
вот в фальшивых икрах щеголяю,
Как
франтовская молодежь.
Второй
раз на балу во дворце Императора
придворная дама, которой Мефистофель
наступил на ногу, вскрикивает: «Ай-ай!
У вас нога грузней копыта!».
Кроме
того, Мефистофель хром на одну ногу.
Однако, это замечает только Зибель в
пятой сцене: «Но отчего прихрамывает
он?»
Мефистофель
дьявольски многолик. Он непрерывно
общается с людьми — каждый раз в ином
качестве. Среди людей он держит себя
человеком: с гуляками он остряк,
исполнитель веселых куплетов; с
императором — маг и мастер развлечений;
с Фаустом — сводник, слуга, телохранитель
со шпагой и ядом наготове, философ-наставник
— словом, «что прикажете». В мире чертей
и духов он столь же пластичен и универсален:
ведьмы, демоны и герои античности — с
каждым находит он общий язык.
Мефистофель
от всезнания отказывается кратко и
решительно: «Я не всеведущ, я лишь
искушен». Теоретически всемогущество
неотделимо от всеведения. Мефистофель
явно не всесилен: он не может сразу
привести Гретхен к Фаусту, не может
освободить ее из тюрьмы, даже для того,
чтобы вернуть Фаусту силы и молодость
Мефистофелю требуется помощь ведьмы.
«Подумай, друг: не всё же мне подвластно!»
- как он сам говорит Фаусту. У Мефистофеля
есть трое слуг-наемников: Рауфебольд,
Габебальд и Гальтефест, и при них
маркитантка Айлебойта. Они служат
Мефистофелю за деньги — долю военной
или пиратской добычи.
Мефистофель
признается, что «средь чертей он сам не
вышел чином». В «Фаусте» вообще много
сцен где Мефистофель говорит об
ограниченности своей власти. Он, если
так можно выразиться, не главный в Аду:
"Хотел бы я знать, чем в Греции
подогревают для грешников котлы".
Мефистофель – немецкий черт, его
подчиненные – это ведьмы, бесы, духи и
всевозможная «нечисть».
И
еще одна деталь: Мефистофель по поведению
— демократ, если так можно выразиться.
На той же Вальпургиевой ночи он, будучи
одним «из признанных владык», старается
не выделяться из общей толпы, не хочет
присоединиться к адской знати, собравшейся
на вершине горы, и «низшая» нечисть не
дает ему пройти. Лишь тогда он вспоминает
о своем нобилитете и кричит: «Дорогу!
Господин Фоланд идет!», то есть пускает
в ход тайное имя, известное только своим,
— произносит его, как заклинание,
единственный раз во всей трагедии.
Образ
Мефистофеля, созданный Гете Образ
Мефистофеля вдохновлял таких художников,
как Эжен Делакруа, Михаил Врубель и
многих других, послужил прототипом для
Воланда из романа «Мастер и Маргарита»
Михаила Булгакова.