Историко-бытовой и нравственный элемент в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"
Историко-бытовой и нравственный элемент в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"
"Стращная месть"—-
единственная в "Вечерах нэ хуторе"
историческая повесть. Писатель рисует
в ней бурную эпоху борьбы украинского
народа за свою независимость с польскими
феодалами — борьбы, в которой украинский
народ обратился к немощи и поддержке
русского народа. В этой повести Гоголь
передает старинную народную легенду,
рассказывающую о страшном преступлении
изменника своей родине — отвратительного
колдуна.
Несмотря на
фантастический элемент, в повести
отразились реальные исторические
события борьбы казачества v иноземными
захватчиками, с польской шляхтой. Гоголь,
пользуясь мотивами народных легенд,
разоблачает черную, отвратительную
натуру предателя, преступления которого
не могут найти прощения и забвения даже
по прошествии веков.
Пользуясь
яркими эпическими красками народных
песец, украинских "дум", рисует
Гоголь образ Данилы Бурульбаида —
доблестного патриоты, мужественного
борца за родину. Бесстрашна бьется он
со злобным колдуном, могучей рукой
уничтожает наглых эахватчиков, обменом
напавших на его родную землю.
.
Предвещая эпическую
силу "Тараса Бульбы", "Страшная
месть" звучит как героическая поэма,
посвященная доблести борцов-патриотов,
самоотверженно сражающихся за
независимость своей родины.
Описание
Днепра проходит через всю повесть,
выражает ее лирическую тему, придает
глубину и обобщенность ее образам.
Величественная картина Днепра с еще
большей силой выделяет патриотическую
тему по-вести. Днепр здесь становится
как бы символом родины, могучей,
величественной и прекрасной. Поэтические
образу, эпические картины, богатейшие
краски народных песен и легенд широко
использованы Гоголем в "Страшной
мести. Сам ритмический строй повести
звучит как песня, как поэтическое
повествование сказителя-бандуриста.
Народность замысла— осуждение измены
родине и прославление верности и доблести
преданных ее. сынов - определяет и
народность образов повести.
Особое
место занимает в "Вечерах на хуторе
близ Диканьки" повесть "Иван
Федорович Шпонька и его тетушка". В
ней показана правдивая картина быта и
нравов мелкопоместного дворянства. Эта
повесть отличается от остальных повестей
"Вечеров" своим сатирическим
характером, едко высмеивая паразитизм,
духовную пустоту провинциального
общества.
В повести
о Шпоньке Гоголь показал бессмысленное
и жалкое существование ничтожного и
никчемного дворянина-небокоптителя,
затхлый И кислый мирок провинциального
дворянства. Хотя Иван Федорович не лишен
добродушия, скромности и сам по себе
безобиден, эти качества не могут хоть
сколько-нибудь восполнить его ничтожество
и внутреннюю пустоту, оправдать его
бессмысленное, паразитическое
существование в качестве хотя и мелкого,
но "душевладельца".
Образ
Ивана Федоровича Шпоньки открывает
галерею гоголевских дворян-"существователей".
Уже здесь Гоголь беспощадно высмеял и
осудил пошлость пошлого человека — как
определил позднее отличительную тему
его творчества Пушкин.
Гоголь
уверенной и свободной кистью рисует
повседневные, будничные картины
помещичьего быта, заостряя в них
типические черты, приобретающие огромную
разоблачительную силу. За внешне
добродушным описанием жизни дворянских
имений встает перед читателем праздная,
животная, остановившаяся в своем развитии
и в то же время наполненная мелкими,
эгоистическими интересами жизнь их
хозяев. Это мир, с детства хорошо знакомый
писателю, мир изобилия природных благ
и в то же время полного духовного
оскудения, мелочности интересов их
владельцев.
Рисуя
правдивые картины быта помещиков, их
якобы безмятежного патриархального
уклада, Гоголь показывает, что в этом
помещичьем захолустье основной жизненной
пружиной являются корыстолюбие, нечестные
проделки и плутни.