В этом произведении Н.В.Гоголя
сочетаются и реалистические картины
быта, и образы народной фантастики, и
исторические мотивы, в своей совокупности
рисующие широкую и многостороннюю
картину жизни украинского народа.
Создавая свои повести, Гоголь охотно
обращался к народным песням и легендам:
в них наиболее ярко и полно запечатлелось
народное понимание жизни.
В
песнях Гоголь видел прежде всего
отражение народного характера. В статье,
посвященной украинским песням, он писал:
"Это народная история, живая, яркая,
исполненная красок, истины, обнажающая
всю жизнь народа... Кто не проникнул в
них глубоко, тот ничего не узнает о
прошедшем быте этой цветущей части
России...", так как в песнях передан
"верный быт, стихии характера, все
изгибы и оттенки чувств, волнений,
страданий, веселий изображаемого
народа..."
Создавая
поэтические, овеянные лиризмом образы
девушек: Ганны в "Майской ночи",
Оксаны в "Ночи перед Рождеством",
Параски в "Сорочинской ярмарке",
— Гоголь широко пользуется народными
песнями. В них он находит задушевные
черты и краски, которыми наделены его
героини, то лирически-задумчивые и
нежные, как Ганна, то полные задорного
веселья, как Параска, но одинаково
преданные и нежно любящие. Влюбленные
у Гоголя даже объясняются между собой
словами народных песен, потому что все
красивое и чистое, что отличает чувства
простых людей из народа, с наибольшей
полнотой и поэтической силой выражено
в народной песне. Лирическим, песенным
является объяснение Левко и Ганны в
повести "Майская ночь". Недаром
начало первой главы так близко к одной
из известных украинских песен — "Солнце
низенько, вечер близенько".
В
людях из народа видел Гоголь лучшие
человеческие черты и качества: любовь
к родине, чувство собственного достоинства,
живой и ясный ум, человечность и
благородство.
Кузнец
Вакула в "Ночи перед Рождеством",
Левко в "Майской ночи", Данила
Бурульбаш в "Страшной мести"
являются воплощением тех положительных
черт, какие запечатлелись в народных
думах и песнях. Вакула не теряется ни
при каких жизненных обстоятельствах.
Он заставил, служить себе черта, не
робеет он и во дворце у царицы. Его
поступки определяются большим и подлинным
чувством любви к Оксане.
В
"Вечерах на хуторе близ Диканьки"
не дано непосредственно картин крепостного
быта, угнетения крестьян помещиками.
Это объясняется не стремлением писателя
идеализировать, приукрасить
действительность, а тем, что Гоголь
хотел показать народ не подневольным
и покорным, а гордым, свободным в своей
внутренней красоте и силе, в своем
жизнеутверждающем оптимизме. Не следует
забывать и исторические особенности
жизни украинского народа, закрепощенного
лишь в сравнительно позднюю пору:
окончательное оформление крепостное
право на Украине приобрело только при
Екатерине II.
Парубки
в "Майской ночи", задумавшие
подразнить голову и помочь Левко,
показаны не только как повесы и гуляки
— они стоят за свои права, в них живет
еще память о той вольности, которой
славилось казаче ство. "Что ж мы,
ребята, за холопья? Разве мы не такого
роду, как и он? Мы, слава Богу, вольные
козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы
вольные козаки!" — говорит Левко,
поднимая своих товарищей против головы.
Один из хлопцев вспоминает о прежней
казацкой воле: "...чудится, будто
поминаешь давние годы. Любо, больно на
сердце; а душа как будто в раю. Гей,
хлопцы! Гей, гуляй!.."
Свободолюбивое
народное начало "Вечеров на хуторе
близ Диканьки" с особенной полнотой
нашло свое выражение в образе запорожца,
неоднократно встречающемся в повестях.
Смелость и вольнолюбие характерны для
таких героев, как кузнец Вакула, Грицько,
дед-казак из повести "Пропавшая
грамота", не говоря уже о Даниле
Бурульбаше из повести "Страшная
месть".