Центральный Дом Знаний - Рынок как экономическая система

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рынок как экономическая система

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                   Скачать

по экономической теории на тему: Рынок как экономическая система.

План работы.

Введение………………………………………………….. 3

Механизм работы рынка…………………………………. 4

Преимущества и недостатки рыночных отношений…… 6

Тесты………………………………………………………. 9

Заключение……………………………………………….. 11

Список использованной литературы……………………. 13

Введение

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена недавним переходом в России от административно-командной модели к рыночной экономике. Длительное время в нашей стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка.

Целью данной работы является изучение рынка как экономической системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить механизм работы рынка;

2. Выяснить, преимущества и недостатки рыночных отношений;

Объектом исследования является рынок.

  1. Механизм работы рынка.

Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).

Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на рисунке 1.

Рис.1Функции рынка

Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически неустойчивых, хозяйственных нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

2. Преимущества и недостатки рыночных отношений.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

 Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный  рынок, а государственные институты.    Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

 Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые  не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

  1. Что из перечисленного не входит в состав рыночного механизма:

А) спрос;

Б) предложение;

В) продавцы и покупатели;

Г) цена;

Основными параметрами любого рынка является спрос, предложение и цена.

Спросом называется платежеспособная потребность, т. е. только та потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос-это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене. Предложение - то количество товара, которое производители доставили на рынок и готовы продавать по определенной цене.

Мы знаем, что цена есть денежное выражение стоимости товара. Но на рынке существуют и такие понятия, как «цена спроса» и «цена предложения». Цена спроса - эта та максимальная цена, по которой потребитель готов купить товар. Цена предложения – это та минимальная цена, по которой продавец готов уступить товар. В диапазоне между ценой спроса и ценой предложения на рынке формируется рыночная цена.

  1. Если рыночная цена выше равновесной, то:

А) появиться избыток товара;

Б) возникает дефицит товара;

В) растет цена ресурсов;

Г) увеличивается предложение товара.

Каждый продавец стремиться продать свой товар подороже, а любой потребитель хочет купить товар подешевле. Однако существует такая точка, в которой интересы продавцов и покупателей совпадают. В таком случае рыночная цена становится ценой равновесия.

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению, т. е. предложенные товары, раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя при этом текущий спрос.

Предположим, цена больше равновесной. В данном случае существует избыток предложения: не весь товар раскупается, происходит рост товарных запасов. Одновременно часть производителей вынуждена снизить цену до равновесной, ибо только тогда весь товар будет продан. Таким образом, рынок давит на цену в сторону понижения, подгоняя ее к точке равновесия.

  1. Способность рыночной экономики к саморегулированию объясняется:

А) значительной степенью правительственного вмешательства;

Б) равномерным распределением доходов;

В) развитием политической демократии;

Г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков;

Д) стремлением работников наиболее выгодно продать свой труд.

Предположим теперь, что рыночная цена меньше равновесной. Дешевый товар быстро раскупается, не полностью удовлетворяя текущий спрос. Возникает товарный дефицит, что позволяет увеличить цену товара. Растут расходы производителей, происходит прилив капитала и рабочей силы в отрасль. Восстанавливается рыночное равновесие.

Итак, можно говорить о том, что рыночная система имеет механизм поддержания равновесия между спросом и предложением. Это механизм постоянно координирует спрос и предложение товаров в зависимости от изменения цены или неценовых факторов, влияющих на рыночное равновесие, находя точку равновесия между спросом и предложением при каждом конкретном изменении рыночной коньюнктуры. При этом человек в рыночной экономике ориентируется, прежде всего, на собственные интересы и стремится выбрать такой вид деятельности, где произведенный продукт имел бы большую стоимость, чем в других отраслях, что позволило бы получить большую долю прибыли.

Заключение

Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при  регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками  возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет  собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки  классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.

Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на  вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.   

Конкуренция - одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников  рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.

Экономическая деятельность связана с неопределенностью и риском. Неопределенность выбора обусловливается неполнотой и неточностью информации,  неизбежностью ошибок в процессе прогнозирования. Не существует «патентованных» рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могут служить  диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.

Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.

Список литературы

  1. Баликов В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: «Модус», 2003. - 278 с.

  2. Видяпин В. И. Экономическая теория (политэкономия). - М.: Инфра-М, 2004 . - 640 с.

  3. Журавлева Г. П. Вводный курс по экономической теории. - М.: Инфра-М», 1998. - 355 с.

  4. Казаков А. П. Экономика. - М.: «ЦИПКК АП», 1996. - 392 с.

  5. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. – М.: «Владос», 1999. - 306 с.

  6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: «Экономика-техлит», 2003. -236 с.

  7. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под ред. И. П. Николаевой – М.: «Финстатинформ», 1997. – 399с.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24