По мнению Гоголя, русский
человек, в отличие от иностранцев,
многогранен: одна сторона у него
приготовлена для банкетов и официальных
торжеств, другая – для простых вечеринок,
ещё одна – для общения с высшими чинами…
«Перечислить нельзя всех оттенков и
тонкостей нашего обращения» - утверждает
Гоголь. Видя человека каждый день, в
каком – то одном «обличии», невозможно
уже представить его в каком либо другом,
а увидев, поражаешься: до чего же огромна
разница!!! Бывшая гроза своих подчинённых
неведомым образом превращается в мелкую
мошку перед грозным начальством. «Прошу
посмотреть на него, когда он сидит среди
своих подчинённых, - да просто от страха
и слова не выговоришь! И он же, когда
приближается к кабинету начальника,
куропаткой такой спешит с бумагами под
мышкой, что мочи нет». Примеры такого
«преображения» можно встретить не
только у Гоголя: например у Толстого, в
его романе «Война и мир», описывается
генерал Тушин, храбрый с врагами в
шенграбенском сражении и совершенно
беззащитный и жалкий перед своим
начальством.
Я уверена,
что Гоголь прав в том, что с разными
людьми человек ведёт себя по-разному.
На мой взгляд, человек обычно старается
спрятать свою истинную сущность под
маской, пытается сделать так, чтобы
окружающие видели его именно так, как
он хочет, но никак иначе. В итоге человек
превращается в комедианта, уже не
отличавшего своего истинного лица от
маски. И получается так, что, в конце
концов, не видя себя, люди теряются,
исчезают в толпе, становятся серыми,
скучными, неинтересными, с миллионом
ярких масок, но с одним – единственным
серым и скучным лицом… Но есть и другая
сторона этой «игры масок»: иногда просто
необходимо «спрятать» своё лицо от
окружающих, например, на каком – нибудь
особо важном приёме.
Я
считаю, что Гоголь пытался нам сказать
о том, что, кто бы ни стоял перед тобой,
нужно относиться к нему прежде всего
как к человеку, а не как, допустим, к
своему начальнику или подчинённому.
«Милосердие выше справедливости» -
уверял Гоголь в своём рассказе об Акакии
Акакиевиче, и был, я думаю, прав: относясь
к человеку «по справедливости», мы
прежде всего убеждаем себя, что «те
люди, которые выше нас – Боги, те, кто
ниже нас – никто». Самовольное разделение
общества на такие составляющие
представляется мне порогом, переступив
который, человек превращается в
безжалостного, но загнанного монстра,
который пугается, если возникает
недовольство «наверху», и крошит всё и
вся «внизу» при первой же возможности.