«Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы...» (поэма «Мертвые души»)
«Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы...» (поэма «Мертвые души»)
Николай Васильевич Гоголь —
выдающийся мастер слова, гениальный
прозаик и непревзойденный сатирик. Его
творения являются неисчерпаемым
источником чарующей красоты искусства,
бичующей сатиры и искрометного юмора.
В то время, когда Гоголь начинал свою
литературную деятельность, главным
вопросом общественного развития России
был вопрос об уничтожении крепостного
права, которое сковывало все живое,
прогрессивное в стране и обрекало
русский народ на долголетнее прозябание
в условиях феодальной отсталости.
Продолжая гуманистические,
антикрепостнические традиции Радищева
и Фонвизина, Пушкина и Грибоедова, Гоголь
своим уничтожающим смехом разит этот
строй и содействует развитию в России
демократических прогрессивных
идей. За несколько
месяцев до окончания гимназии в письме
дяде он признается: "Еще с самых времен
прошлых, с самых лет еще непонимания, я
пламенел неугасимою ревностью сделать
жизнь свою нужною для блага государства,
я кипел принести хоть малейшую пользу...”
Он остановился на юстиции, так как
определил для себя, что "...здесь только
я... буду истинно полезен для
человечества...”. Свою
ненависть к высшему обществу, к продажным
служителям самодержавной машины писатель
высказал на страницах гениального
произведения, главного труда своей
творческой жизни —поэмы "Мертвые
души”. Сюжет предельно
прост: мошенник Павел Иванович Чичиков
ездит по помещичьим "гнездам” и скупает
"мертвые души” крестьян, не прошедших
ревизскую сказку, чтобы путем дальнейших
махинаций разбогатеть. Форма путешествия
тоже не нова в русской литературе. Вслед
за Радищевым, Гоголь старается показать
широкие просторы России, на которых
царит беззаконие. Помещики, с позволения
сказать, "столпы общества”, оказываются
мошенниками и подлецами, ничтожными
людишками, которым по праву рождения
дано было распоряжаться судьбами сотен
людей. Гоголь показывает,
сколь губительно крепостное право не
только для самих крепостных, но и для
их хозяев, доведших себя до скотского
состояния. Смех Гоголя звучит сквозь
слезы. Писатель-гуманист не мог оставаться
равнодушным ко всем беззакониям и
безобразиям, царящим в России. Устами
Собакевича, одного из помещиков, он дает
характеристики власть имущим, "уважаемым
людям” губернии. Председатель палаты,
по его словам, "он только что масон, а
так дурак, какого свет не
производил...”. "Губернатор
превосходный человек? —
Первый разбойник в мире! И лицо разбойничье!
— сказал Собакевич. —
Дайте ему только нож, да выпустите его
на большую дорогу, зарежет, за копейку
зарежет! Он, да еще вице-губернатор, это
Гога и Магога!” Полицеймейстер
же, по словам того же Собакевича,
"мошенник! Продаст, обманет, еще и
пообедает с вами! Я их знаю всех: это все
мошенники, весь город там такой: мошенник
на мошеннике сидит и мошенником погоняет.
Все христопродавцы. Один там только
есть порядочный человек: прокурор; да
и тот, если сказать правду, свинья”.
Страшно становится от таких откровений,
исходящих из уст "брата помещика”.
Ему-то какой резон лгать. Он говорит то,
что думает, еще, на наш взгляд, смягчая
характеристики в силу своего социального
положения. А так "эти мошенники”
заслуживают большего. Тюрьма по ним
плачет, но они сильные мира сего и вольны
распоряжаться жизнями людей, которые
лучше и умнее их, порядочнее и выше в
духовном развитии. Но таков "порядок
вещей”, так установлено законом. И
Гоголь показывает нам всю абсурдность
и беззаконие такой жизни. Он не призывает
к революции, к свержению власти, а лишь
указывает на ничтожность и мелочность
этих людей, забывающих о высоких целях
служения Отечеству ради сиюминутной
корысти. Описывая
Плюшкина, автор не может не воскликнуть:
"И до какой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек! Мог так
измениться! И похоже это на правду? Все
похоже на правду, все может статься с
человеком”. Да, все самое плохое, если
он ставит перед собой низменные цели:
обогатиться любой ценой, сделать карьеру
за чужой счет, грабить и разорять крестьян
ради собственной выгоды... Но
Гоголь бы не был великим писателем-гуманистом,
если бы не показал пути развития России.
Он верил, что у нее прекрасное будущее.
И в финале первого тома "Мертвых душ”
писатель дает нам эту картину, рисующую
будущее страны: "Не так ли и ты, Русь,
что бойкая необгонимая тройка, несешься?
Дымом дымится под тобой дорога, гремят
мосты, все остается и остается позади...
Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?., и
косясь постораниваются и дают ей дорогу
другие народы и государства”. Остается
только удивляться прозорливости автора,
сумевшего в своем далеком прошлом
увидеть то, что произойдет лишь через
сто лет. Только пламенный патриот, каким
был Гоголь, смог увидеть и показать
всему миру, что ждет Россию. А мы, читая
его произведения, восхищаясь его юмором,
чистотой и глубиной мыслей и языка,
учимся у писателя любить родину, быть
ей полезными.