Сюжет поэмы «Мертвые души»
был, как известно, подсказан Гоголю
Пушкиным. Он привлек писатели возможностью
изъездить вместе со своим героем всю
Россию и вывести множество самых
разнообразных характеров. Перед читателем
гоголевской поэмы проходит целая галерея
образов помещиков, чиновников, крестьян.
Вся Россия явлена Гоголем в этом
произведении. Уже
самоназвание поэмы несколько необычно.
Мне кажется, что оно имеет как бы два
смысла, два плана. Первый связан с
обозначением ревизской души, крепостного
крестьянина. Его продают, выменивают,
вручают в качестве подарка, проигрывают
в карты или в шашки — словом, поступают
с ним так же, как с вещью или с животным.
Название поэмы точно отражает жестокость
и бездушие российской
действительности. Однако
понятие «мертвые души» относится у
Гоголя не только к крепостным крестьянам.
Ведь мертвенность проявляется и в
отсутствии разумных человеческих
интересов, в пустоте и ничтожности
занятий и стремлений. Известно, что
смерти подвержено тело, душа же, напротив,
бессмертна. В этом смысле определение
«мертвая душа» выражает предельную
бездуховность, полную утрату всего
высокого человеком. В
«Мертвых душах" нет привычного для
романов любовного сюжета. По-моему,
Гоголь сознательно отказывается от
него. Раскрывая уродство современной
ему русской жизни, он показывает, что
не Любовь, не высокие чувства, а пошлый
расчет, денежная выгода оказываются
главными стимулами поведения «мертвых
душ» помещичьего и чиновничьего
мира. Вглядимся
повнимательнее в Чичикова, вместе с
которым мы совершаем путешествие по
России. От природы он человек отнюдь не
заурядный, наделенный смекалкой,
предприимчивостью и умом. Беда, однако,
в том, что все положительные качества
его натуры подчинены достижению одной
меркантильной цели — «скопить деньгу».
Сама окружающая действительность,
законы которой Чичиков хорошо усвоил
уже с малолетства, способствует мельчанию
человека. Еще более
безотрадное впечатление производит
Лакомство с помещиками, с которыми
встречается Чичиков, чтобы осуществить
задуманный план Обогащения. Жизнь
слащаво-предупредительного Манилова
проходит в пустых и бесплодных мечтаниях,
а хозяйство тем временем разваливается.
Коробочка тупа и ограниченна, что не
мешает ей, впрочем, при любых обстоятельствах
помнить о своей выгоде. Ноздрев —
ничтожный человек, скандалист и сплетник.
Хитер и жаден Собакевич, этакий медведь
в человечьем обличье. Наконец, Плюшкин
представляет собой вполне законченный
тип живого мертвеца, уже полностью
утратившего все человеческое. В
том порядке, в котором Гоголь знакомит
читателя с помещиками, есть глубокий
внутренний смысл. Писатель стремится
раскрыть в своих героях все большую
степень утраты личного достоинства,
деградации человека, омертвения его
души. В Манилове еще есть что-то
человеческое, проявляющееся хотя бы в
беспомощных порывах к духовной жизни:
в его доме есть книги. У крепкоголовой
Коробочки нет даже и намека на духовность.
У нагло го озорника Ноздрева, нечистоплотного
в мыслях и поступках, полностью отсутствуют
принципы морали нравственности. В
Собакевиче ярко проступает какое-то
первобытное, звериное начало. А в конце
чичиковского маршрута перед нами
предстает помещик, в котором человеческая
личность достигла предела духовного
оскудения, находится на грани распада.
Таков Плюшкин. Образ
помещичьей Руси сменяется в поэме об
разом губернского города. Гоголь вводит
читатели в мир чиновников, занимающихся
делами государственного управления. В
поэме есть губернатор, о котором как
будто бы не сказано ничего плохого.
Известно, что он вышивает по тюлю, вяжет
кошельки, ходит с болонкой на руках или
с бумажкой от конфет. Этого, однако,
вполне достаточно, чтобы понять: в
губернской администрации он ни что.
Прокурор, который должен быть ревнителем
закона, на самом деле является бездельником,
пьяницей и обжорой. Весьма колоритна
фигура полицеймейстера, показанного
ловким грабителем, наведывающимся в
чужие кладовые, словно в собственный
карман. Под стать отцам города и чиновники
рангом пониже. Вспомним, к примеру,
наглого вымогателя и взяточника Ивана
Антоновича!.. Все чиновники оказываются
у Гоголя людьми без малейшего понятия
о долге, чести и законности, связанными
круговой порукой, взаимным покровительством.
И таково не только губернское,
провинциальное чиновничество. «Повесть
о капитане Копейкине» показывает нам
столичных чиновников самого высокого
уровня. Но и они столь же безразличны к
нуждам конкретного человека, столь же
равнодушны к законности и
справедливости. Есть
в поэме Гоголя и другая Россия — Россия
народная. Но и в изображении крестьян
Гоголь далек от их идеализации. Чего
стоят, к примеру, Селифан и Петрушка,
дядя Митяй и дядя Миняй! Возникающие на
страницах поэмы мужики до смешного
беспомощны и бестолковы. Они неповоротливы,
духовно неразвиты, равнодушны к своей
судьбе. При виде их становится горько
и обидно за человека. К ним тоже в полной
мере, как к помещикам и чиновникам,
относится определение «мертвые
души». Получается,
что живой души нет среди всех персонажей
поэмы на всей Руси. Это, однако, не совсем
так. На страницах гоголевского произведения
говорится и о талантливых мастеровых
людях. Таковы сапожник Максим Телятников,
каретник Михеев, Степан Пробка. Правда,
все они либо беглые, либо покойники. Как
бы беспощадно ни критиковал Гоголь
современную ему русскую действительность,
он верит в живую душу России, надеется
на возрождение ее народа. Отсюда в поэме
столько проникновенных слов о русском
народе, об его удали, смелости и ловкости,
о живом и бойком его уме, о богатстве и
меткости русского языка. Появляющийся
в конце первого тома образ птицы-тройки
наглядно свидетельствует о вере автора
в будущее своей страны.