В поэме "Мертвые души” Николай
Васильевич Гоголь, наряду с выразительной
галереей портретов помещиков, подробно
описывает героя нового времени — Павла
Ивановича Чичикова.
Это
мошенник большой руки. Он предчувствует
нарождение нового строя — капитализма
и уже готов к его условиям. Выше всего
на свете Чичиков ставит деньги, и будет
поклоняться, служить, составлению
капитала посвятит жизнь. Он прекрасно
запомнил завет отца "беречь копейку”,
ибо все могут предать, только "копейка”
поможет и спасет... Павел Иванович с
детства начинает сколачивать капитал,
перепродавая приятелям булки и пышки...
Потом он займется аферами на таможне,
когда и это дело раскроется, Чичиков
придумает великую фальсификацию с
мертвыми душами, покупая их как живые,
не прошедшие ревизской сказки. Он хочет
заложить их в опекунский совет и получить
наличный капитал под эфемерный залог.
Умен ли герой? Безусловно, его ум
изобретательный и изворотливый, способный
из всего извлечь выгоду. Но герой не
внушает ни капли уважения, так как его
способности направлены на обман
государства и окружающих, пусть не самых
лучших представителей общества. Да,
Чичиков общается с мошенниками и плутами,
но от этого его поступки не становятся
благовиднее, ибо он "мошенник из
мошенников”, и все его способности и
усилия направлены не на благие цели, а
на личное обогащение. Он довольно
циничен, придумав такую аферу с покупкой
мертвых душ. Свое истинное лицо Павел
Иванович искусно скрывает под личиной
Приличия. Он великий
артист-мистификатор.
Приезжая
к Манилову, Чичиков подстраивается под
характер хозяина. Ведет себя чересчур
церемонно. Полчаса хозяин и гость стоят
перед дверью, не решаясь войти первыми,
уступая друг другу эту честь. В конце
концов втискиваются в нее одновременно.
О деле Павел Иванович начинает говорит
витиевато: "— Я полагаю приобрести
мертвых, которые, впрочем, значились бы
по ревизии, как живые,— сказал Чичиков.—
Мы напишем, что они живые, так, как стоит
действительно в ревизской сказке. Я
привык ни в чем не отступать от гражданских
законов, хотя за это и потерпел на службе,
но уже извините: обязанность для меня
дело священное, закон — я немею перед
законом”.
Он даже
"печется” о родном государстве,
утверждая, что "казна получит выгоду,
ибо получит законные пошлины”. Манилов
вполне удовлетворен объяснениями
Чичикова, ему недосуг вдаваться в
подробности дела. Это довольно скучно
для его "возвышенной натуры”.
С
Собакевичем, чувствующим интуитивно
мошенническую сущность Чичикова, Павел
Иванович вначале держит себя солидно
и серьезно, а потом понимает, что помещик
его "разгадал”. Притворяться уже не
стоит, тут главное — не попасть впросак.
И давая деньги, одновременно выдергивает
из рук Собакевича расписку.
"—Хорошо,
давайте же сюда деньги!
—
На что ж деньги? У меня вот они в руке!
Как только напишите расписку, в ту же
минуту их возьмите.
—
Да извольте, как же мне писать расписку?
Прежде нужно видеть деньги.
Чичиков
выпустил из рук бумажки Собакевичу,
который, приблизившись к столу и накрывши
их пальцами левой руки, Другой написал
на лоскутке бумаги, что задаток двадцать
пять рублей государственными ассигнациями
за проданные ревизские души получен
сполна”.
У Коробочки
же Чичиков ведет себя свободно. Настасья
Петровна довольно зажиточная помещица:
ее "узенький дворик весь был наполнен
птицами и всякой домашней тварью.
Индейкам и курам не было числа, промеж
них расхаживал петух мерными шагами,
потряхивая гребнем и поворачивая голову
набок...” У нее есть чем поживиться:
медом и пенькой... но Чичиков интересуется
совершенно другим товаром: "— Уступите-ка
их мне, Настасья Петровна?
—
Кого, батюшка?
— Да
вот этих-то всех, кто умерли”.
Коробочка
вначале опешила, но потом ее волнует
только одно — как бы не продешевить.
Она готова выкапывать мертвых и продавать,
лишь бы была выгода. Позже она не
поленилась съездить в город, чтобы
справиться о цене на мертвые души.
Ни
один из помещиков, с которыми общался
Чичиков, не возмущен кощунственным
предложением Павла Ивановича. Все они
лишь хотят получить свою выгоду, не
продешевить, а необычность товара не
вызывает у них никаких эмоций, переживаний,
душевных сомнений. "Хорошо, что нашелся
покупатель и на этот товар”, — такова
их логика, очень страшная и бесчеловечная.
Переезжая из имения в имение, Чичиков
общается, приспосабливается к поведению
и характерам владельцев. У Манилова —
он добрейший человек, с Собакевичем
—"кулак кулаком”, у Коробочки —
гневливый занятой барин, которому
недосуг задерживаться по пустякам.
Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил
хозяина своим "великодушием и щедростью”,
отказавшись от еды и взяв все расходы
по оформлению продажи мертвых душ на
себя.
Павел Иванович
не менее отвратителен, чем другие
помещики. Если они соглашаются на эту
сделку — продажу мертвых душ, то Чичиков
является создателем и организатором
этой грандиозной аферы. И не будь Ноздрева
— дебошира и тунеядца, еще неизвестно,
как все бы закончилось. Гоголь в шутку
называет его многосторонним человеком,
так как он из-за отсутствия логики в ту
же минуту предлагал вам ехать куда
угодно, хоть на край света, войти в какое
хотите предприятие, менять все, что
есть, на все, что хотите... Тут впервые
Чичиков промахнулся. Ему не следовало
связываться с таким скандалистом. Но
Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие.
Это его сгубило.
По
мысли писателя, его герой не может стать
победителем. Он обязательно оступится,
рано или поздно, это должно случиться.
Художник-гуманист, Гоголь представить
себе не мог, что настанут времена, когда
Чичиковы будут фаворитами общества,
без стеснения и страха начнут кичиться
собой и своими методами обогащения.
Писатель все сделал, чтобы показать
страшное лицо этих хищников. Он надеялся
и верил, что его родина сможет преодолеть
все трудности, выйдет на широкую и
светлую дорогу, поэтому в конце первого
тома поэмы появляется образ "птицы
тройки”, несущейся в светлую прекрасную
даль. Гоголь верил, что своим творчеством
приближает это прекрасное будущее.