Аннотация:
Игра проводится в конце учебного года и несет в себе повторительный, творческий и коммуникативный компоненты. Викторина способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.
Разработка содержит подробный сценарий игры и презентацию к ней.
Игра может проводиться среди учеников одного класса, в параллели, а также в форме конкурса между командами учащихся разных школ.
Задачи:
повысить интерес учеников к физике, как интеллектобразующему предмету;
активизировать познавательную и творческую деятельность школьников;
научить применять полученные знания в новой ситуации, грамотно объяснять суть физических явлений;
продолжить закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
формировать у ребят умение работать в группах, оценивать деятельность свою и товарища, навыки конструктивного общения;
Пояснительная записка:
В игре участвуют несколько команд кораблей в составе 5-6 человек. Это могут быть команды одноклассников или игроки из разных классов параллели. Ученики должны заранее придумать название корабля, флаг для своей команды и экспериментальную задачу для команд противников. Приветствуются эмблемы, аксессуары, единство костюма членов команд.
Эксперименты должны быть продемонстрированы учителю заранее и снабжены письменными вопросом и пояснением для передачи членам жюри.
Игрой руководит учитель-организатор, ему помогают члены жюри - подготовленные заранее старшеклассники. Также из класса нужно выделить двух учеников, которые будут помощниками и в подготовке к уроку, и во время проведения урока.
Болельщики-пассажиры также могут заработать очки для своей команды.
После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.
Результаты каждого тура выводятся на экран.
По окончании игры победителям вручаются грамоты и дипломы.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, бланки заданий для команд в запечатанных конвертах, бланки для выставления оценок жюри, ответы на задания игры для жюри – также в запечатанных конвертах, жетоны для болельщиков - 30 штук, измерительные приборы, гонг или камертон, оборудование для демонстрации экспериментов, флаги кораблей.
Ход игры:
Слайд 1.
Ведущий:
Здравствуйте! Сегодня наш урок называется «Путешествие в страну «Физика». Целый год вы знакомились с этой увлекательной наукой, изучали законы, учились пользоваться измерительными приборами, решать задачи, проводить эксперименты, наблюдать и делать выводы. Эти навыки понадобятся в игре не только членам команд, но и пассажирам, которые также могут заработать очки для своей команды.
Рассказ о правилах игры.
Представление жюри.
Звучит команда: «Поднять якоря!» - гонг.
Слайд 2. 1-й тур.
Представление команд.
Время – 1 минута.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Слайд 3. 2-й тур. Решите задачу
Время – 3 минуты.
Первый правильный ответ – 5 баллов.
Остальные команды, правильно решившие задачу – 2 балла.
Первый пассажир корабля, правильно решивший задачу, принесет своей команде также 5 баллов.
Ведущий:
Наше путешествие началось. Ветер наполнил паруса, корабли следуют своим курсом.
Решите задачу: Какое расстояние пройдут ваши корабли при попутном ветре за время нашей игры?
Слайд 4.
Команды открывают конверт с надписью «2 тур» с условием задачи, решают.
Задача:
Корабли движутся по курсу со скоростью 10 узлов в час. при попутном ветре, скорость которого 0,5 км/ч.
Какое расстояние пройдут корабли за время игры (45 мин.)?
Справка:
1 морской узел – скорость, равная 1 морской миле в час.
1 морская миля = 1,85 км. (ОТВЕТ: 14.5 км).
Знаком для помощников о готовом ответе является поднятый флаг корабля.
___________________________
Жюри:
Оглашение результатов 1, 2 туров игры
__________________________
Слайд 5. 3-й тур. Составьте таблицу соответствий
Время – 1 минута.
Первой ответившей команде за скорость -5 баллов.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Ведущий:
Знаете ли вы физические величины и единицы их измерений?
Предлагаем вам за 1 минуту расположить их в соответствии в предлагаемой таблице.
Слайд 6.
Команды открывают конверт с надписью «3 тур», заполняют таблицу.
|
F |
|
|
A |
|
|
V |
|
|
p |
|
|
ρ |
|
Слайд 7. 4-й тур. Знаете ли вы измерительные приборы?
Ведущий:
Знаете ли вы измерительные приборы?
Для чего они предназначены?
Игра на скорость.
Ведущие или помощники выставляют на демонстрационный стол по одному измерительные приборы: термометр, мензурку, динамометр, манометр жидкостный или металлический, барометр.
Команды называют прибор, рассказывают о его назначении.
_____________________________________
Жюри:
Оглашение результатов 3, 4 туров игры.
_____________________________________
Слайд 8. 5-й тур. Эксперименты.
Правильный развернутый ответ – 5 баллов.
Ведущий:
Каждая команда подготовила для соперников занимательный эксперимент. Вы должны объяснить явление или ответить на предложенный вопрос. В этом конкурсе учитываются не только скорость, но и точность ответа, грамотность речи.Команды по очереди показывают эксперименты, задают вопросы. Тематика демонстрации не должна выходить за рамки учебного курса 7 класса.
Слайд 9. 6-й тур. О каком ученом идет речь?
Ответы на скорость. Правильный ответ – 5 баллов.
Слайд 10.
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий древний век
Тем, что открыл для жидкости закон,
Тем, что навек был в физику влюблён?
(Блез Паскаль)
Слайд 11.
В свойство «лёгкость тел» не веря,
Кто вес воздуха измерил?
(Галилео Галилей)
Слайд 12.
Он вышел в сад без пледа, без плаща,
Чтоб мысль остыла и размялось тело.
То яблоко над ним еще висело,
Вселенским взглядом гения ища.
(Исаак Ньютон)
Слайд 13.
Вызывает удивленье
Атмосферное давленье!
На меня со всех сторон
Давит аж тринадцать тонн!
А его открыл, измерил,
Ну, конечно,… (Торричелли)
Слайд 14.
Скажите, мог бы кто-нибудь поверить,
Что на глазах у множества людей
Докажут, что два медных полушария
Сильнее двух десятков лошадей?
(Отто фон Герике)
_______________________
Жюри:
Оглашение результатов 5, 6 туров игры.
________________________
Слайд 15. 7-й тур. Финал.
Составьте как можно больше слов из слова «Атмосфера».
Время – 2 минуты.
За каждое слово – 1 балл.
За слово от 6-ти букв – 2 балла.
Каждая буква может быть использована 1 раз.
_____________________________________
Жюри:
Оглашение результатов 7 тура и игры в целом.
Награждение победителей.
_____________________________________
Слайд 16.
Ведущий:
Поздравляем победителей, благодарим команды и болельщиков за активное участие.
Позвольте выразить уверенность, что игра принесла вам не только радость и азарт, но и обогатила новыми знаниями, научила работать в команде, наблюдать и делать выводы и еще раз напомнила о том, что
мир интереснее, чем нам кажется!
( программа «Галилео»).
Использованная литература.
Презентация «Путешествие в страну «Физика».
А.В. Перышкин. Физика.7 класс.
А. Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика. 7 класс.