"Мертвые души” - гениальное
произведение русской и мировой литературы,
написанное в 1841 году. В нем нашли отражение
наиболее важные черты эпохи, современной
писателю, эпохи кризиса крепостнической
системы. В. Г. Белинский назвал поэму
"творением, выхваченным из тайника
народной жизни, беспощадно сдергивающим
покров с действительности”.
В
произведении реалистически показаны
две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь
народная. Помещики и чиновники забыли
свой гражданский долг перед обществом,
свои обязанности перед народом - и в
этом, как считает Н. В. Гоголь, - основное
зло социально-политической системы
России.
В системе
образов поэмы крестьяне не занимают
столь уж большого места по сравнению с
образами помещиков и чиновников. Сатира
Гоголя была направлена именно против
этих общественных групп, однако тема
народа, тема крепостного крестьянства
органически входит в произведение.
Автор размышляет о трагической судьбе
народа, также подвергая его сатирическому
обличению. Гоголь смеется над
примитивностью, неразвитостью, духовным
убожеством русских мужиков, но смеется
сквозь слезы. Причину трагической судьбы
народа автор видит в многовековом
рабстве и произволе со стороны
господствующих сословий.
К
числу таких образов можно отнести образ
кучера Селифана, пьяного, разговаривающего
с лошадью, лакея Петрушки, имеющего
из-за крайне редкого посещения бани
"особенный запах”, занятого своим
беспорядочным чтением, вернее процессом
чтения, при котором из букв складываются
слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с
мастерством начертаны образы мужиков,
рассуждающих, доедет ли колесо барской
брички до Москвы или до Казани. Таковы
дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково
помогающие Чичикову разъехаться со
встречным экипажем, "черноногая”
девчонка Пелагея, провожающая Чичикова
от имения Коробочки до большой дороги,
не умеющая отличить, где право, где
лево.
Однако отношение
автора к народу в поэме двояко. Здесь
мы видим также раздумья автора о живой
душе русского народа. Писатель верит в
его жизненную силу, в его прекрасное
будущее. Этот идейный мотив получил
выражение в лирических отступлениях,
которыми наполнено произведение.
Одно
из них появляется в конце пятой главы
по поводу прозвища, данного крестьянами
Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского
слова, в котором выразился "сам самородок,
живой и бойкий русский ум”, Гоголь
высказывает общее мнение: "...всякий
народ, носящий в себе залог сил...
своеобразно отличается каждый своим
собственным словом, которым, выражая
какой ни есть предмет, отражает в
выраженье его часть собственного своего
характера”. Русский народ относится к
числу именно таких: он полон "творящих
способностей души”. В шестой главе
перед читателем проносится галерея
умерших крестьян Собакевича. Это и
плотник-богатырь Степан Пробка, и
кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник
Максим Телятников, и искусный каретник
Михеев, и торговый человек Еремей
Сорокоплехин, и сотни тысяч других
работников, что пахали, строили, кормили,
одевали всю Русь.
Важное
значение в этой связи приобретают
вложенные в уста Чичикова размышления
автора о судьбах крепостных в седьмой
главе. Все они "тянут лямку под одну
бесконечную, как Русь, песню”.
Особой
поэтической силы и выразительности
достигает в поэме образ Абакума Фырова,
бежавшего от своего хозяина и "взлюбившего
вольную жизнь”. Этот образ глубоко
символичен: в нем ярко отражается
могучая, широкая, свободолюбивая душа
русского народа.
Важное
место в поэме занимают страницы, где
ведется разговор о бунте крестьян. В
произведении он встречается трижды:
когда городские чиновники советуют
Чичикову взять конвой для сопровождения
купленных крестьян в Херсонскую губернию,
мужики ночью убивают "земскую полицию”
в лице заседателя Дробяжкина; капитан
Копейкин становится предводителем
шайки разбойников.
В
"Мертвых душах” нашла отражение
ненависть народа к крепостному праву
и крепостникам. Мотив заслуженного
возмездия звучит в эмоциональном
описании помещичьего разгула, обставленного
с разорительной роскошью: "Полгубернии
разодето и весело гуляет под деревьями
.... и... уходя глубже в непробудный мрак,
негодуют суровые вершины дерев на сей
мишурный блеск, осветивший снизу их
корни”. Создается символический образ
неминуемой кары для прожигателей
богатств, добытых крестьянским
трудом.
В лирической
концовке первого тома поэмы автор еще
раз с восхищением упоминает о русском
народе: птица-тройка, летящая по необъятным
просторам Руси, могла родиться только
у "бойкого народа”. Образ русской
тройки, приобретающий в поэме символическое
значение, неразрывно связан для Гоголя
с образами "ярославского расторопного
мужика”, одним топором и долотом
смастерившего прочный экипаж, ямщика,
примостившегося "черт знает на чем”
и лихо, под задорную песню управляющего
бешеной тройкой. Этот образ выражает в
себе все то высокое и прекрасное, что
есть в русской нации, и прежде всего -
стремление к свободе, к прекрасному
будущему. Однако путь этот неведом
автору: "Русь, куда ж несешься ты? Дай
ответ. Не дает ответа”.
В
своем произведении Гоголь реалистически
показал типичные образы русского
крестьянства, выразил свое видение
русского национального характера. При
этом Русь народная противопоставлена
автором Руси помещичье-чиновной. Автор
не закрывает глаза на примитивность
народа, но видит в мужике прежде всего
человека с живой душой, талантливого,
трудолюбивого, свободолюбивого
человека.
И, С. Тургенев
высоко оценил вклад Гоголя в русскую
литературу: "Для нас он был больше, чем
просто писатель: он раскрыл нам нас
самих”.