Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые
души”, написанная в 1841 году, стала одним
из замечательных произведений не только
русской литературы XIX века, но и
последующего времени. Несомненно, что
по силе и художественному мастерству,
по глубине идей и мастерству их воплощения,
бессмертное творение великого русского
писателя стоит в одном ряду с такими
шедеврами русской литературы, как "Горе
от ума” А. С. Грибоедова, "Евгений
Онегин” А. С. Пушкина и "Герой нашего
времени” М. Ю. Лермонтова.
В
своей незавершенной поэме автор хотел
показать всю Русь, все ее пороки,
недостатки и достоинства. Известно, что
художественный замысел был "подарен”
Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том,
что автору удалось нарисовать картину
жизни Руси "лишь с одного боку”, создав
галерею помещиков, образы чиновников
губернского города и крепостных
крестьян.
Образы
помещиков нарисованы Гоголем наиболее
полно и многогранно. Их описанию посвящены
пять глав (со второй по шестую). В них
автор создал пять различных портретов,
столь непохожих друг на друга, хотя
черты типичного российского помещика
проступают в каждом из них.
При
описании каждого из помещиков Гоголь
идет следующим путем: описание деревни,
господского дома, портрет хозяина,
интерьер, в котором наиболее точно
проявляется сущность помещика.
Первым
владетелем крепостных, к которому
приезжает Чичиков, оказывается Манилов.
Уже в его фамилии проступают черты его
характера. Как пишет Гоголь, "черты его
были не лишены приятности, но в эту
приятность... чересчур было передано
сахару”. Манилов - человек сентиментальный,
живущий в мире своих мечтаний и фантазий,
далекий от реальной действительности.
В его воображении жизнь является некоей
идиллией, картиной довольства с
разнообразными "храмами уединенного
размышления”.
Когда-то
в молодости Манилов слыл в армии
образованным человеком, между тем в его
кабинете лежит книга, заложенная на
четырнадцатой странице уже два года.
Манилов представляет собой пародию на
героя сентиментальных романов, а его
беспочвенные мечтания и "прожекты”
(к примеру, о постройке моста) дают повод
Гоголю сравнить помещика со "слишком
умным министром”. Подобное сравнение
означает, что иной министр может и не
слишком отличается от мечтательного и
бездеятельного Манилова, а "маниловщина”
является типичным явлением этой пошлой
жизни. Ирония Гоголя вторгается в
запретные зоны.
Впрочем,
Манилов - далеко не самый отрицательный
персонаж поэмы, так как излишняя
слащавость, сентиментальность, пошлость
не являются худшими чертами человеческого
характера. У этого помещика нет
сумасбродства Ноздрева, торгашества
Собакевича, прижимистости Коробочки,
скупости Плюшкина.
Надо
заметить, что при описании помещиков
Гоголь идет от лучшего к худшему: от
Манилова к Плюшкину, "прорехе на
человечестве, обладающему самой
омертвелой душой ”.
После
встречи с Маниловым Чичиков отправляется
к Собакевичу, но, заблудившись в пути,
оказывается у Коробочки. Описывая
Коробочку, автор сравнивает ее с "одной
из тех матушек, небольших помещиц,
которые плачутся на неурожаи,., а между
тем набирают понемногу деньжонок”.
Основной жизненный принцип "дубинноголовой”
Коробочки (так характеризует ее Чичиков)
— "не продешевить”. Впоследствии она
и приезжает в город узнать цены на
мертвые души.
Характеризуя
помещицу, Гоголь не может удержаться и
не добавить, что "иной и почтенный, и
государственный даже человек, а на деле
выходит совершенная Коробочка”, тем
самым подчеркивая типичность
помещицы.
Совершенно
другой тип помещика представляет собой
Ноздрев, которого встречает в трактире
по пути к Собакевичу Чичиков. Это
"исторический человек”, "мастер лить
пули”, шулер, картежник, готовый менять
кого угодно на что угодно. Он - несусветный
враль со своеобразной "широтой души”,
имеющий "страстишку — нагадить
ближнему”. Интересно то, что все об этом
знают и тем не менее Ноздрева везде
принимают. Как едко замечает Гоголь,
"такое на одной Руси могло случаться”.
Ноздрев ведет себя вызывающе, даже
агрессивно (чего только стоит сцена
игры в шашки). Своим хозяйством он не
занимается, единственное место, которое
содержалось у него в образцовом порядке,
- это была псарня, где он был "совершеннейший
отец среди семейства”. Он является
родоначальником такого социального
явления, как "ноздревщина”.
После
чудесного спасения с помощью
капитана-исправника Чичиков, наконец,
добрался до деревни Собакевича. При
описании характера данного персонажа
Гоголь прибегает к приему одушевления
неодушевленного. Уже сама деревня,
построенная добротно, из массивных
бревен (даже колодец срублен из бревен,
которые идут только на мельницы и
корабли), кажется, олицетворяет самого
Собакевича. Так же и интерьер господского
дома: все массивно, прочно, тяжеловесно,
кажется, что каждый предмет говорил: "И
я тоже Собакевич”. Чичикову помещик
напоминает "средней величины медведя
”.
По своему характеру
Собакевич является циником, не стыдящимся
морального уродства ни в себе, ни в
других. Общаясь с чиновниками города
NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои
дела, он дает им крайне нелестные
характеристики (губернатора он называет
разбойником, полицмейстера -
мошенником).
Этот
помещик представляет собой тип
помещика-торгаша, "кулака”. Из всего
он пытается извлечь выгоду, даже из
продажи "-мертвых душ”, в конечном
итоге он подсовывает Чичикову некую
Елизаветъ Воробей, выдавая ее за
крепостного. Он и о своих крестьянах
заботится постольку, поскольку это его
крепостные, которые приносят ему
прибыль.
Последним
помещиком, которого посещает Чичиков,
является Плюшкин. Он - единственный
персонаж поэмы, прошлое которого нам
показано (за исключением Чичикова).
Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка
- все они застыли в своем развитии, их
образы статичны. Образ же Плюшкина
динамичен, он претерпевает некую
эволюцию, правда, от лучшего к худшему.
Ранее он был неплохим, рачительным
хозяином, даже соседи ездили к нему
поучиться хозяйствованию. Но жена
умерла, старшая дочь вышла замуж за
военного, сын стал делать карьеру в
армии (Плюшкин крайне неприязненно
относился к военным), вскоре умерла и
младшая дочь, и он остался один. В
результате началась та моральная
деградация личности, которая сделала
из хорошего хозяина "прореху на
человечестве”, болезненного скрягу,
собирающего всякий хлам, будь то старое
ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин
превратился в некое бесполое существо
(Чичиков долго не может понять, кто перед
ним, баба или мужик, наконец решает, что
это ключница). Деревня и хозяйство
помещика находятся в полном упадке,
везде заметна "какая-то особенная
ветхость”. Но все-таки даже этому
помещику автор оставляет шанс на
перерождение. Его душа напоминает сад
возле дома: "Такая же мрачная, заросшая,
заглохшая”. Однако в саду Чичиков
замечает, что солнце, каким-то образом
проникшее в этот сад, освещает одну
ветвь клена так, что она становится
"прозрачной и огненной, чудно сиявшей
в этой густой темноте”. Огненная ветвь
клена в саду чем-то схожа с подобием
чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина
при упоминании его школьного товарища.
Вполне возможно, что в последующих
частях поэмы автор хотел показать
моральное перерождение не только
Чичикова, но и Плюшкина, душа которого
все-таки не умерла до конца ("на этом
деревянном лице... выразилось... какое-то
бледное отражение чувства”).
Но
все-таки и помещики, и их быт неподвижны,
они застыли все в своем развитии.
Гоголь
в своей бессмертной поэме "Мертвые
души” показал неприглядную картину
жизни поместных дворян, их моральное
вырождение, упадок. Галерея помещиков
представляет собой галерею "мертвых
душ”, "ока-менелостей”. Они уже не
способны выполнять свое прямое
предназначение - способствовать
процветанию государства Российского.
Они мертвы не только морально, но и
духовно.