Город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Читая первую главу поэмы,
рассмотрим как относится к городу
Чичиков и как – автор поэмы.
Чичиков осмотром города был «удовлетворен,
ибо нашел, что город никак не уступал
другим губернским городам». Знакомство
с «сильными мира сего» еще укрепило
расположение к городу. Он нашел здесь
все, что искал: чиновники, от губернатора
до полицмейстера, не страдали не
преступностью и подозрительностью к
новым для города лицам и безотказно
сдавались на лесть. Чичиков познакомился
и с помещиками – владельцами крестьянских
душ, получил от многих из них любезное
приглашение побывать в их усадьбах.
Автор же относится к городу иронически.
Но выявить эту иронию трудно. Гоголь
прямо как будто бы ничего и не обличает.
Напротив, а многих явлениях и лицах он
говорит даже торжественно, как бы
воспевая и возвышая их, - но они столь
ничтожны, что возвышенный стиль рождает
лишь смех.
Вот Гоголь
описывает гостиницу, «где за два рубля
в сутки проезжающие получают покойную
комнату с тараканами, выглядывающими,
как чернослив, из всех углов, и дверью
в соседнее помещение, всегда заставленную
комодом, где устраивается сосед,
молчаливый и спокойный человек, но
чрезвычайно любопытный, интересующийся
знать о подробностях проезжающего».
И вот Гоголь описывает общую залу
гостиницы, где весела «копченная люстра
со множеством висящих стеклышек, которые
прыгали и звенели каждый раз, когда
половой бегал по потертым клеенкам,
помахивая бойко под носом, на котором
сидела такая же бездна чайных чашек,
как птиц на морском берегу». Романтическое
сравнение, приложенное к бытовому
предмету, к жалкой обстановки провинциальной
гостиницы, вызывает веселый смех.
Так возвышенность описания усиливает
иронию автора, обнажает истинный контур
вещей.
Этот беспощадный
- иронический авторский взгляд постоянно
соседствует со снисходительно –
приветливым отношением Чичикова к
городу. Умиление Чичикова не бескорыстно
- оно идет от желания сказать приятное
«градоначальникам». Прогуливаясь по
городу, Чичиков собирает материал для
комплементов, от которых должны растаять
чиновники. Однако автор не позволяет
нам обманутся восторгами Чичикова. «Он
взглянул в городской сад, который состоял
из тоненьких деревьев, дурно принявших,
с подпорками внизу, в виде треугольников,
очень красиво выкрашенных зеленою
масляной краскою». Разумеется, найти
«очень красиво выкрашенными» подпорки
к деревьям способен лишь Чичиков. Автор
иронизирует над героем, для которого
зеленая краска заменяет зелень деревьев.
Но ирония Гоголя эти не ограничивается.
Далее он издевательски сравнивает
«дурные принявшиеся, тоненькие» деревца
с роскошным описанием в газетах. Так
разом Гоголь посмеялся и над вкусом
Чичикова, и над ложью газет, и над
раболепием сентиментальных обывателей.