Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души
Две России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души
В начале работы над поэмой Н.
В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: "Какой
огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча! Вся Русь
явится в нем”. Так
сам Гоголь определил объем своего
произведения — вся Русь. И писатель
сумел показать во всем объеме как
отрицательные, так и положительные
стороны жизни России той эпохи. Замысел
Гоголя был грандиозен: подобно Данте
изобразить путь Чичикова сначала в
"Аду” — I том "Мертвых душ”, затем в
"Чистилище” — II том и в "Раю” — III
том. Но этот замысел не был осуществлен
до конца, до читателя в полном объеме
дошел только I том, в котором Гоголь
показывает отрицательные стороны
русской жизни. Наиболее
широко на страницах поэмы представлены
образы современных автору помещиков.
Это и есть "мертвые души”, Гоголь
показывает их в порядке возрастающей
моральной деградации. Сначала это
Манилов, обходительный, с приятными
чертами лица, мечтательный человек. Но
это только на первый взгляд. Пообщавшись
с ним немного, вы воскликните: "Черт
знает, что такое!” Его мечтательность
— это праздность, паразитизм,
безволие. В Коробочке
Гоголь представляет нам другой тип
русского помещика. Хозяйственная,
гостеприимная, хлебосольная, она вдруг
становится "дубинноголовой” в сцене
продажи мертвых душ, боясь продешевить.
Это тип человека себе на уме. В
Ноздреве Гоголь показал иную форму
разложения дворянства. Писатель
раскрывает нам две сущности Ноздрева:
сначала он — лицо открытое, удалое,
прямое. Но потом приходится убедиться,
что общительность Ноздрева — безразличное
панибратство с каждым встречным и
поперечным, его живость —это неспособность
сосредоточиться на каком-нибудь серьезном
предмете или деле, его энергия — пустая
трата сил в кутежах и дебоширствах.
Главная его страстишка, по словам самого
писателя, "нагадить ближнему, иногда
вовсе без всякой причины”. Собакевич
сродни Коробочке. Он, так же как и она,
накопитель. Только, в отличие от Коробочки,
это умный и хитрый скопидом. Ему удается
обмануть самого Чичикова. Собакевич
груб, циничен, неотесан; недаром он
сравнивается с животным (медведем). Этим
Гоголь подчеркивает степень одичания
человека, степень омертвения его
души. Завершает эту
галерею "мертвых душ” "прореха на
человечестве” Плюшкин. Это вечный в
классической литературе образ скупого.
Плюшкин — крайняя степень экономического,
социального и морального распада
человеческой личности. К
галерее помещиков, которые являются,
по существу, "мертвыми душами”, примыкают
и губернские чиновники. Кого
же мы можем назвать душами живыми в
поэме, да и есть ли они? Я
думаю, Гоголь не собирался противопоставлять
удушливой атмосфере жизни чиновников
и помещиков жизнь крестьянства. На
страницах поэмы крестьяне изображены
далеко не в розовых красках. Лакей
Петрушка спит не раздеваясь и "носит
всегда с собой какой-то особенный запах”.
Кучер Селифан — не дурак выпить. Но
именно для крестьян у Гоголя находятся
и добрые слова, и теплая интонация, когда
он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто,
Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом
мужике Еремее Сорокоплехине. Это все
люди, о судьбе которых задумался автор
и задался вопросом: "Что вы, сердечные
мои, поделывали на веку своем? Как
перебивались?” Но
есть на Руси и что-то светлое, не
поддающееся коррозии ни при каких
обстоятельствах, есть люди, составляющие
"соль земли”. Взялся
же откуда-то сам Гоголь, этот гений
сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно
быть! Гоголь верит в это, и поэтому в
конце поэмы появляется художественный
образ Руси-тройки, устремившейся в
будущее, в котором не будет ноздревых,
Плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.
"Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не
дает ответа”.