Центральный Дом Знаний - Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                Скачать работу

по дисциплине: «Экономическая теория» Вариант 9

Содержание

1. Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка…………………………………………..3

2. Контрольные тестовые задания…………………………………………....9

3. Задача………………………………………………………………………..10

Список используемой литературы………………………………………….11

1. Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка.

Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым «экономическим кровообращением», в котором нет явлений распада, вызываемых «болезнями» экономики − инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.1 На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен.

У производителей – продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, по которым производители − продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Для более подробного раскрытия понятий приведем график.

Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.

Рыночное равновесие по Маршаллу

Модель Маршалла применима к анализу установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем модель показывает естественную способность рынка «самонастраиваться» путем непрерывного «поиска» соответствий между спросом и предложением.2

Рисунок иллюстрирует единственность рыночного равновесия, когда линии рыночного спроса и рыночного предложения пересекаются в единственной точке Е.

Точка пересечения кривых спроса(D) и предложения(S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели, и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.

Таким образом, равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.3

Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом.

Но рыночное равновесие обычно сохраняется не дольше, чем, скажем, находится маятник в каждой из точек своего пути. Оно постоянно нарушается из–за изменений либо спроса, либо предложения. Рынку приходится снова и снова их согласовывать (балансировать), формируя новые равновесные уровни цен и объемы производства.

Достижению равновесия способствует ценовой механизм. В результате колебания цен происходит выравнивание спроса и предложения товаров: в точке их пересечения устанавливается равновесная цена. Равновесие через посредство ценового механизма может устанавливаться как для отдельных товаров, так и в масштабе народного хозяйства на основе согласования агрегированного спроса и агрегированного предложения, иными словами, как на микроуровне, так и на макроуровне. Однако условия и методы обеспечения равновесного соответствия на микроуровне и макроуровнях неодинаковы. Процесс формирования экономического равновесия на макроуровне более сложен и противоречив.4

На макроуровне принято различать общее и частичное равновесие. Частичное равновесие – это количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики. Например, частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и потребления, покупательной способности и товарной массы, доходов и расходов госбюджета, спроса и предложения и т.п.

Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

Полное экономическое равновесие – это структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

2. Контрольные тестовые задания.

1. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:

а) только к тоталитарным системам и обществам, где господствует централизованное планирование;

б) только к рыночной экономике;

в) только к слаборазвитой экономике;

г) к любому обществу независимо от его экономической и социально – политической организации.

Ответ Г:

Во главу угла в экономике поставлены универсальные проблемы экономической организации и технологии, в том числе проблемы «что, как и для кого производить», составляющие основу любого общества.

2. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма, минимизирующая убытки прекратит производство, если окажется, что:

а) средние переменные издержки меньше, чем цена;

б) общий доход меньше общих переменных издержек;

в) цена меньше минимальных средних издержек;

г) нормальная прибыль меньше среднеотраслевой;

д) общий доход меньше общих издержек.

Ответ Б:

Только когда общий доход снизится до уровня общих переменных издержек, фирма вынуждена прекратить выпуск, так как при любом дальнейшем снижении общего дохода убытки возрастут.

Таким образом, фирма всегда минимизирует убытки краткосрочного периода путем остановки производства, если общий доход падает ниже общих переменных издержек.

3. Задача.

Осуществляя производство в условиях монополии, фирма определила функцию общих издержек производства как ТС – 20 000 +5Q. Определите величину экономической прибыли монополии, если объем выпуска Q=2 500 шт., а цена ед. продукции составляет 14 долл.

Решение:

ЭП=TRTC

TR=P×Q= 14×2 500=35 000

TC=20 000+5×2 500=32 500

ЭП= 35 000 – 32 500=2 500

Ответ: ЭП=2 500

Список используемой литературы.

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. //[Текст] // Т2. – М.: 1993. – С. 386.

2. Современная экономика: лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. // [Текст] // 10-е изд., − Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 410.

3. Экономика: учебник для вузов, Липсиц И.В. // [Текст] // М.: Омега –Л, 2006. – С. 654.

4. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебное пособие. Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, проф., доктора экономических наук Г.П. Журавлевой, // [Текст] // 3-е изд., испр. и доп. – М.: издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 322 – 325.

1 Экономика: учебник для вузов, Липсиц И.В. // [Текст] // М.: Омега –Л, 2006. – С. 654.

2 Маршалл А. Принципы экономической науки. //[Текст] // Т2. – М.: 1993. – С. 386.

3 Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебное пособие. Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, проф., доктора экономических наук Г.П. Журавлевой, // [Текст] // 3-е изд.,испр. и доп. – М.: издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 322 – 325.

4 Современная экономика: лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. // [Текст] // 10-е изд., − Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 410.


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24