Цель урока:
В интересной форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширять кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.
Содержание урока:
1. Повторение основных определений.(8 мин.)
2. Игра: «Составь формулы» (физический диктант).(8 мин)
3. Раздели на криволинейное и прямолинейное движение.(8 мин)
4. Блиц – опрос.(10 мин)
5. Решение задачи повышенной сложности (8мин)
6. Подведение итогов.(3 мин)
Оборудование урока:
1. Компьютер
2.Мультимедийная установка
1.
Основная задача Механики.
Материальная точка.
Система отсчета.
Перемещение.
Равномерное движение.
Равноускоренное движение.
Ускорение.
Свободное падение.
На партах в конвертах лежат физические величины, из которых нужно составить кинематические формулы. Всего 6 вариантов. Работают ребята в паре.
І вариант
x= x0+ v0х t+ aх t2/2; Т=1/ν; ω=2πν
ІІ вариант
s=(v2 – v02)/2a; v0х= v0 cosα; v=2πνr
ІІІ вариант
vх=v0х+ aх t; a=v2/r; aполн.=√aн.+ aτ
ІV вариант
h=v0уt+gу t2/2; v=2πrν; v=ωr
V вариант
vср.=½(v + v0); v0у=v0 sinα; ω=2π/Т
VΙ вариант
s=vt; gх=0; v=2πr/Т; aх= (vх -v0х)/t
Проверим, как вы усвоили важнейшие понятия кинематики. Разделите страницу на две колонки: левая – прямолинейное движение, правая – криволинейное. Сейчас на экране будут вопросы, номера которых вы должны поделить на две колонки:
Скорость направлена по касательной к траектории
Направление скорости изменяется со временем.
V и a направлены в одну сторону.
Направление ускорения произвольно изменяется со временем.
При постоянном модуле скорости тело перемещается с ускорением.
Тело движется с постоянным модулем ускорения, но с переменным модулем скорости.
Модуль |a| зависит от формы траектории.
Вектор перемещения s не совпадает с траекторией.
Вектор скорости не лежит на одной прямой с вектором ускорения
Вектор перемещения совпадает с траекторией.
Вектор скорости совпадает по направлению с вектором перемещения.
Вектор v имеет иное направление, чем вектор перемещения s.
Координата движущегося тела в любой момент времени определяется по формуле: x = x0+ v0хt + aхt2/2
Положение тела определяется выражением: x = x(t); y = y(t).
Без применения вычислительных машин трудно определить координаты тела и траекторию движения.
Поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте и поставьте оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - не более 2-х ошибок
«3» - не более 5-ти ошибок
«2» - более 5-ти ошибок
Правильные ответы:
3, 6, 10, 11, 13; 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14, 15.
На экране будут высвечиваться вопросы на различные темы кинематики.
Первый поднявший руку дает ответ и получает цветной квадратик, в зависимости от правильности ответа. Красный – «5», желтый – «4», зеленый – «3», получив три квадратика, учащийся зарабатывает оценку в журнал (если квадратиков меньше 3-х, то ставятся + и используются на следующих уроках).
Два тела начинают падать одновременно с разных высот с нулевой начальной скоростью. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Относительно друг друга тела
1) движутся равномерно
2) движутся равноускоренно
3) движутся с изменяющимся ускорением
4) покоятся
По графику зависимости пройденного пути от времени определите скорость велосипедиста в момент времени t= 2с.
s, м
6 Ответ: 2 м/с
4
2
t, с
0 1 2 3 4
Тело движется по окружности радиусом 5м со скоростью 20π м/с. Чему равна частота обращения? Ответ: ν= 2об/с
Тело брошено вертикально вверх с некоторой начальной скоростью с горизонтальной поверхности. Зависимость высоты тела над этой поверхностью от времени дается графиком:(.....)
Скорость тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась при перемещении из точки 1 в точку 2 так, как показано на рисунке. Какое направление имеет вектор ускорения на этом участке?(.....)
Два автомобиля движутся по прямому шоссе со скоростями 50км/ч и 70км/ч. Расстояние между ними...
1)увеличивается
2)уменьшается
3) не изменяется
4) может увеличиваться или уменьшаться.
Период обращения тела по окружности увеличился в 2 раза. Центростремительное ускорение тела …
1) увеличилось в 2 раза
2) увеличилось в 4 раза
3) уменьшилось в 2 раза
4) уменьшилось в 4 раза
Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом самолета.
Ответ: окружность
Скорость тела при прямолинейном равноускоренном движении увеличилась в 3 раза за 3 с и стала равной 9 м/с. Чему равно ускорение тела?
Ответ: а= 2 м/с2
От самолета, летящего горизонтально со скоростью V, в точке А оторвался небольшой предмет. Какая линия является траекторией движения этого предмета в системе отсчета, связанной с самолетом, если пренебречь сопротивлением воздуха.(......)
Период равномерного движения материальной точки по окружности равен 2 с. Через какое минимальное время направление скорости изменится на противоположное?
Ответ: t = 1 с
Тело брошено вертикально вверх со скоростью V0. Какой из представленных ниже графиков зависимости проекции скорости от времени соответствует этому движению? (ОY направлена вертикально вверх)
5. Используя материал, который мы с вами повторили, давайте попробуем решить задачу:
Тело брошено горизонтально со скоростью 16 м/с. По
прошествии 1,2 с после начала движения определить:
1) нормальное и тангенциальное ускорение;
2) радиус кривизны траектории в этой точке.
Решение: у v0
r-? ан -? аτ -? ан α апол. = g
t = 1,2 с vх аτ аτ = gcosα
v0 = 16 м/с α ан = gsinα
vу v апол
.х ан ≈ 8м/с2; аτ ≈ 6 м/с2
vу = gt vу= 12м/с; vх = v0х
tgα = vх/vу tgα ≈1,(3) α ≈51º30′ v=√vх2+ vу2 =20 м/с
r=v2/ан r=66,(6)м
6. 1.Подвести итог урока
2. Выставить отметки учащимся
3. Домашнее задание:
Решить в тетрадях для домашних работ задачи
из учебника (Г.Я. Мякишев для углубленного изучения физики) - стр. 100 упр. 3 №3, 5 стр114 упр.4 №5.