Осенью 1835 года Гоголь принимается
за работу над "Мертвыми душами”, сюжет
которых, как и сюжет "Ревизора”, был
ему подсказан Пушкиным. "Мне хочется
в этом романе показать хотя с одного
боку всю Русь”, — пишет он Пушкину.
Объясняя замысел "Мертвых душ”, Гоголь
писал, что образы поэмы — "ничуть не
портреты с ничтожных людей, напротив,
в них собраны черты тех, которые считают
себя лучше других”. Наверное, именно
поэтому понятие "мертвые души” в
гоголевской поэме постоянно меняет
свой смысл, переходя из одного в другой:
это не только умершие крепостные
крестьяне, купить которых решил аферист
Чичиков, но и духовно омертвевшие
помещики и чиновники.
Центральное
место в первом томе занимают пять
"портретных” глав (со второй по шестую).
Эти главы, построенные по одинаковому
плану, показывают, как на почве
крепостничества складывались разные
типы крепостников и как крепостное
право в 20—30-х годах XIX века, в связи с
ростом капиталистических сил, приводило
помещичий класс к экономическому упадку.
Гоголь дает эти главы в определенном
порядке. Бесхозяйственного помещика
Манилова (2 глава) сменяет мелочная
Коробочка (3 глава), безалаберного
прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) —
прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает
эту галерею помещиков Плюшкин — скряга,
доведший свое имение и крестьян до
полного разорения.
С
большой выразительностью в "портретных”
главах дана картина упадка помещичьего
класса. От праздного мечтателя, живущего
в мире своих грез, Манилова, к
"дубинноголовой” Коробочке, от нее —
к бесшабашному моту, вралю и шулеру
Ноздреву, далее — к оскотинившемуся
кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь,
показывая все большее моральное падение
и разложение представителей помещичьего
мира. Поэма превращается в гениальное
обличение крепостничества, того класса,
который является вершителем судеб
государства.
Галерея
портретов помещиков открывается образом
Манилова. "На взгляд он был человек
видный; черты лица его не были лишены
приятности, но в эту приятность, казалось,
чересчур было передано сахару; в приемах
и оборотах его было что-то заискивающее
расположения и знакомства. Он улыбался
заманчиво, был белокур, с голубыми
глазами”. Раньше он "служил в армии,
где считался скромнейшим, деликатнейшим
и образованнейшим офицером”. Живя в
поместье, он "иногда приезжает в город...
чтобы увидеться с образованнейшими
людьми”. На фоне обитателей города и
поместий он кажется "весьма обходительным
и учтивым помещиком”, на котором лежит
какой-то отпечаток "полупросвещенной”
среды. Однако, раскрывая внутренний
облик Манилова, его характер, рассказывая
о его отношении к хозяйству и
времяпрепровождении, рисуя прием
Маниловым Чичикова, Гоголь показывает
полнейшую пустоту и никчемность этого
"существователя ”.
Писатель
подчеркивает в характере Манилова его
слащавую, бессмысленную мечтательность.
У Манилова не было никаких живых
интересов. Он не занимался хозяйством,
передоверив его приказчику. Он даже не
знал, умирали ли у него крестьяне со
времени последней ревизии. Вместо
тенистого сада, обычно окружавшего
барский дом, у Манилова "только пять-шесть
берез...” с жидкими вершинами.
Свою
жизнь Манилов проводит в праздности.
Он отошел от всякого труда, даже не
читает ничего: два года в его кабинете
лежит книга, заложенная все на той же
14-й странице. Свое безделье Манилов
скрашивает беспочвенными мечтами и
бессмысленными "прожектами” (проектами),
вроде постройки подземного хода в доме,
каменного моста через пруд. Вместо
настоящего чувства — у Манилова "приятная
улыбка”, вместо мысли — какие-то
бессвязные, глупые рассуждения, вместо
деятельности — пустые мечты.
Другим
представителем "мертвых душ” в поэме
мы назовем Плюшкина. Это "прореха на
человечестве”. Все человеческое умерло
в нем, в полном смысле слова это мертвая
душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,
развивая и углубляя тему духовной гибели
человека. Деревенские избы села Плюшкина
имеют вид "особенной ветхости”, барский
дом выглядит "инвалидом”, бревенчатая
мостовая пришла в негодность. А каков
хозяин? На фоне жалкой деревушки перед
Чичиковым предстала странная фигура:
не то мужик, не то баба, в "неопределенном
платье, похожем на женский капот”, таком
рваном, замасленном и заношенном, что
"если бы Чичиков встретил его, так
принаряженного, где-нибудь у церковных
дверей, то, вероятно, дал бы ему медный
грош”.
Но не нищий
стоял перед Чичиковым, а богатый помещик,
владелец тысячи душ, у которого кладовые,
амбары и сушильни полны были всякого
добра. Однако все это добро гнило,
портилось, превращалось в труху. Отношения
Плюшкина к покупщикам, его хождения по
селу за сбором всякой дряни, знаменитые
кучи хлама на его столе и на бюро
выразительно говорят о том, как
скряжничество приводит Плюшкина к
бессмысленному накопительству,
приносящему его хозяйству одно разорение.
Все пришло в полный упадок, крестьяне
"мрут, как мухи”, десятками числятся
в бегах. Бессмысленная скупость, царящая
в душе Плюшкина, порождает в нем
подозрительность к людям, недоверие и
враждебность ко всему окружающему,
жестокость и несправедливость по
отношению к крепостным.
У
Плюшкина нет никаких человеческих
чувств, даже отцовских. Вещи для него
дороже людей, в которых он видит только
мошенников и воров. "И до такой
ничтожности, мелочности, гадости мог
снизойти человек!” — восклицает
Гоголь.
Вся галерея
образов, данная в первом томе "Мертвых
душ”, убедительно раскрывает внутреннее
убожество и косный, затхлый вид
крепостников-душевладельцев. Герои
Гоголя — не Онегины и Печорины, а то
поместное дворянство, которое представлено
на балу у Лариных.
"Мертвым
душам” поэмы противопоставлены "живые”
— народ талантливый, трудолюбивый,
многострадальный. С глубоким чувством
патриота и верой в .великое будущее
своего народа пишет о нем Гоголь. Он
видел бесправие крестьянства, его
приниженное положение и то отупение и
одичание крестьян, которые явились
результатом крепостного права. Таковы
дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная
девочка Пелагея, не отличавшая, где
право, а где лево, плюшкинские Прошка и
Мавра, забитые до крайности.
Но
и в этой социальной подавленности Гоголь
видел живую душу "бойкого народа” и
расторопность ярославского мужика. Он
с восхищением и любовью говорит о
трудолюбии народа, смелости и удали,
выносливости и жажде свободы. Крепостной
богатырь, плотник Пробка "в гвардию
годился бы”. Он исходил с топором за
поясом и сапогами на плечах все губернии.
Каретник Михей создавал экипажи
необыкновенной прочности и красоты.
Печник Милушкин мог поставить печь в
любом доме. Талантливый сапожник Максим
Телятников — "что шилом кольнет, то и
сапоги, что сапоги, то и спасибо”. А
Еремей Сорокоплехин "одного оброку
приносил по пятьсот рублей!”.
Вот
беглый крепостной Плюшкина Абакум
Фыров. Не выдержала его душа гнета
неволи, потянуло его на широкий волжский
простор, он "гуляет шумно и весело на
хлебной пристани, порядившись с купцами”.
Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща
лямку под одну бесконечную, как Русь,
песню”. В песнях бурлаков Гоголь слышал
выражение тоски и стремление народа к
другой жизни, к прекрасному
будущему.
Горячая
вера в скрытые до времени, но необъятные
силы всего народа, любовь к родине, дают
Гоголю силы верить в ее великое будущее.