Современник А. С. Пушкина, Н.
В. Гоголь создавал свои произведения в
тех исторических условиях, которые
сложились в России после неудачного
первого революционного выступления —
выступления декабристов в 1825 году.
Обращаясь в произведениях к важнейшим
историческим проблемам своего времени,
писатель пошел дальше по пути реализма,
который был открыт Пушкиным и Грибоедовым.
В. Г. Белинский писал: "Гоголь первый
взглянул смело и прямо на русскую
действительность".
Н.
В. Гоголь был наделен даром необычайной
наблюдательности, самые мельчайшие
подробности не ускользали от его
внимания. Делая свои сокровенные
наблюдения над человеком и окружающей
его действительностью, анализируя их,
писатель в результате приходит от
разрозненных реальных черт к созданию
целостного портрета современности.
Обобщение,
к которому гоголевская художественная
мысль всегда тяготела, получает в
"Мертвых душах" новую форму. "Мне
хочется в этом романе показать... всю
Русь", — писал он в письме Пушкину.
Н.
В. Гоголь ненавидел крепостное право,
поэтому в поэме "Мертвые души" он
гневно изобличает крепостничество,
которое ведет к обнищанию страны, к
экономической и культурной отсталости
ее, к вымиранию крестьянства.
"Мертвые
души" — это поэма о России. Автор
удачно выбрал сюжет и сумел воплотить
свой замысел. Понятие "мертвые души"
многообразно преломляется в поэме,
постоянно переходя из одной смысловой
плоскости в другую (мертвые души — как
умершие крепостные и как духовно
омертвевшие помещики и чиновники).
Однако с понятием омертвления человеческой
души связана надежда на горячо желаемое
возрождение. Поэтому мы можем говорить
о том, что главной тревогой и заботой
автора была именно живая Россия.
Герой
поэмы Павел Иванович Чичиков побывал
во многих местах, видел бескрайние
русские просторы, встречался с чиновниками,
помещиками и крестьянами. Он видит
убогую крестьянскую Русь с покосившимися
избами. Да и помещичьи усадьбы не
отличаются большим порядком. Всего
много у Плюшкина, но добро и хлеб гибнут
без пользы людям, хозяину и государству.
Манилов бесхозяйственный, беззаботный,
его усадьба заброшена. Ноздрев — игрок
и пьяница, его хозяйство в полном упадке,
никому не приносит пользы. А ведь на
этих помещиках держится царское
самодержавие. Прочна ли опора? Счастлив
ли народ? Богато ли такое государство?
В
поэме миру угнетателей — "мертвых
душ" противопоставлен многострадальный
русский народ, нищая, но полная скрытой
жизни и внутренних сил Русь.
Родина
— это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с
большим мастерством изобразил в поэме
простых русских людей. С первых же строк
произведения мы видим двух мужиков у
двери кабака. Они пришли утопить вековое
горе в вине, они еще не знают, что делать,
как изменить жизнь, но у них уже зародилась
ненависть к угнетателям. Читая поэму,
мы знакомимся с крепостными помещиков
Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича,
Плюшкина. Это бесправные люди, но все
они, живые и мертвые, предстают перед
нами великими тружениками. Эти крепостные
своим трудом создали богатство помещикам,
только сами живут в нужде, мрут, как
мухи. Они безграмотны и забиты, они не
пытаются что-либо сделать для улучшения
своей жизни. Слуга Чичикова Петрушка,
кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй,
Прошка, девочка Пелагея, которая "не
знает, где право, где лево", — все они
бесправные, приниженные, дошедшие до
отупения. Узок духовный мир этих людей.
Их поступки вызывают горький смех.
Петрушка, читая книгу, следит затем, как
из отдельных букв получаются слова,
дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести
лошадей, запутавшихся в постромках;
плюшкинские Прошка и Мавра забиты до
крайности.
Свойством
душевного склада Гоголя, качеством его
психологии и интеллекта было восприятие
"всей громадно несущейся жизни сквозь
видимый миру смех и незримые, неведомые
ему слезы", — писал Ф. М. Достоевский.
Но сквозь эти "слезы", в этой
социальной подавленности Гоголь увидел
живую душу "бойкого народа" и
расторопность ярославского мужика. Он
с восхищением и любовью говорил о
способностях народа, его смелости,
удали, трудолюбии, выносливости, жажде
свободы.
"Русский
человек способен ко всему и привыкнет
ко всякому климату. Пошли его жить на
Камчатку, да дай только теплые рукавицы,
он похлопает руками, топор в руки, и
пошел рубить себе новую избу".
Крепостной
богатырь, плотник Пробка, "в гвардию
годился бы". Он исходил с топором за
поясом и сапогами на плечах все губернии.
Каретник Митяй создавал экипажи
необыкновенной прочности и красоты.
Печник Милушкин мог поставить печь в
любом доме.
Талантливый
сапожник Максим Телятников — "что
шилом кольнет, то и сапоги, то и
спасибо".
Еремей
Скороплехин одного оброку приносил по
пятьсот рублей! Однако "...нет житья
русскому человеку, все немцы мешают, да
русские помещики шкуру дерут".
Крепостные
показаны хорошими работниками, с
увлечением они выполняют всякое дело,
с таким же увлечением отдаются
веселью.
Гоголь ценил
в народе природный талант, живой ум,
острую наблюдательность: "Как метко
все, что вышло из глубины России ...бойкий
русский ум, что не лезет в карман за
словом, не высиживает его, как наседка,
а влепливает сразу, как пашпорт, на
вечную носку".
Гоголь
видел в русском слове, в русской речи
отражение характера своего народа.
В
поэме показаны крестьяне, которые не
мирятся со своим рабским положением и
бегут от помещиков на окраины
России.
Абакум Фыров,
не выдержав гнета неволи у помещика
Плюшкина, бежит на широкий волжский
простор. Он "гуляет шумно и весело на
хлебной пристани, подрядившись с
купцами". Но нелегко ему ходить с
бурлаками, "таща лямку под одну
бесконечную, как Русь, песню". В песнях
бурлаков Гоголь слышал выражение тоски
и стремления народа к другой жизни, к
прекрасному будущему: "Еще доселе
загадка, — писал Гоголь, — этот необъятный
разгул, который слышится в наших песнях,
несется куда-то мимо жизни и самой песни,
как бы сгорая желанием лучшей отчизны,
по которой тоскует со дня создания
человек".
Тема
крестьянского бунта возникает в девятой
и десятой главах. Крестьяне сельца
Вшивая Спесь, Боровки и Задирайлово
убили заседателя Дробяжкина. Судебная
палата дело замяла, так как Дробяжкин
мертвый, пусть будет в пользу живых. Но
среди мужиков не нашли убийцу, не выдали
мужики никого.
Капитан
Копейкин искалечен на войне. Он не мог
работать и поехал в Петербург хлопотать
себе помощь, но ему вельможа велел ждать,
а когда надоел ему Копейкин, то грубо
ответил: "Ищи сам средства для жизни",
да еще пригрозил вызвать исправника. И
пошел капитан искать средства в дремучие
леса, в шайку разбойников.
Неспокойно
в крепостническом государстве. Полна
скрытой жизни и внутренних сил Русь "с
другого боку", и неизвест- но, чем
обернется "разгул широкой жизни"
народной... Не видят этого равнодушные
очи помещиков и правителей, занятых
своими мелкими интересами, чуждых любви
к родине, отмахивающихся от патриотов
советами "искать сами себе
средств"...
Ну, что
ж, Россия найдет средства сдвинуть с
места свою бедную, бесприютно раскинувшуюся
на широчайших пространствах жизнь.
Гоголь не знает, какие это будут средства,
но искренне верит в силы русского народа
и великое будущее России: "Русь! Русь!
Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного
далека тебя вижу: бедно, разбросано и
неприютно в тебе, открыто, пустынно и
ровно все в тебе; ...но какая же
непостижимая... сила влечет к тебе? Почему
слышится и раздается твоя тоскливая...
песня? Что пророчит сей необъятный
простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться
беспредельной мысли, когда ты сама без
конца? Здесь ли не быть богатырю, когда
есть места, где развернуться и пройтись
ему?"
Горячая вера
в скрытые до времени, но необъятные силы
своего народа, любовь к родине позволили
Гоголю представить ее великое и прекрасное
будущее. В лирических отступлениях он
рисует Русь в символическом образе
"необгонимой птицы-тройки",
воплощающей могущество неисчерпаемых
сил Родины. Думой о России кончается
поэма: "Русь, куда же несешься ты, дай
ответ? Не дает ответа. Чудным звоном
заливается колокольчик; гремит и
становится ветром разорванный... воздух;
летит мимо все, что ни есть на земле, и,
косясь, постораниваются и дают ей дорогу
другие народы и государства".