Как Чичиков следует отцовскому «наставлению» в зрелую пору своей жизни?
Как Чичиков следует отцовскому «наставлению» в зрелую пору своей жизни?
Павел Иванович Чичиков родился
в бедной дворянской семье. Уезжая
учиться, он получил «наставление» от
своего отца, в котором говорилось о том,
что Павлуша должен заискивать с учителями
и, вообще, со старшими, но пуще всего,
чтобы он берёг «копейку».
Работая
в казённой палате, Чичиков продвинулся
по службе, благодаря подлому поступку
– ухаживанию за дочерью повытчика.
Когда же начальник Павла Ивановича
повысил его, то тот просто-напросто
предал семью повытчика.
На
службе в таможне снова был применён
хитрый и расчётливый ум Чичикова. Он
проявил себя, как честный служащий,
пресекший множество попыток провоза
контрабанды. Но в дальнейшем Павел
Иванович заключает сделку с контрабандистами
о провозе очень дорогих кружев. И, если
бы не досадная случайность, он бы стал
богаче на четыреста тысяч рублей.
Работая
в суде, Чичиков снова демонстрирует нам
принцип своей жизни - везде искать
выгоду. Он отправляется в город N для
закупки документов на мёртвых крестьян.
В городе Павел Иванович всем льстит,
поэтому ему везде рады. В разговорах с
помещиками чувствуется предпринимательская
жилка Чичикова.
Для
оформления купчей Павел Иванович
отправляется в здание казённой палаты.
Казалось бы Чичиков – опытный мошенник,
но Иван Антонович, заведующий крестьянскими
делами, вообще виртуоз взяточничества.
После окончания диалога между Павлом
Ивановичем и Иваном Антоновичем, Чичиков
достаёт из кармана купюру и кладёт её
на стол, и тут же она оказывается накрытой
книгой. Всё произошло настолько быстро,
что Чичиков опешил. Председатель казённой
палаты прекрасно понимает Павла
Ивановича. Они - «два сапога-пара».
«В
поэме «Мертвые души», мёртвые души –
это умершие крестьяне, мёртвые души –
души помещиков, мёртвые души – это души
всего города N. Здесь присутствует только
одна живая душа – Россия». Эти слова
В.Г. Белинского говорят нам о том, что
только Россия сможет остановить вымирание
души в человеке.
В
своей поэме Гоголь показал новый
зарождающийся класс людей – капиталистов.
Их представителем является и Павел
Иванович Чичиков. Смыслом его жизни
было накопление капитала. Для этого он
переступал через порог закона, и моральные
и нравственные границы. Один из его
девизов – достижение цели любыми
способами: враньём, мошенничеством,
контрабандой. Целью жизни Чичикова было
завести семью и стать помещиком. Это,
конечно, хорошо, но вот методы достижения
этой цели вызывают у меня отвращение.
Лучше бы он свой хитрый, практичный и
изобретательный ум пустил на другие
дела. А так у него чередуются взлёты и
падения, успехи и неудачи. Словно сама
жизнь «вставляет ему палки в колёса».
Не зря же Гоголь показал нам картину
въезда брички Чичикова. в город N: экипаж
встречает двух мужиков, между которыми
происходит следующий диалог:
-
Доедет ли эта бричка до Москвы?
-
Доедет.
- А до
Казани?
- Нет, не
доедет.
-Почему?
-
А у неё колесо погнуто.
Так
и Чичиков, словно погнутое колесо, то
едет – едет, то соскочит с дороги.