По замыслу Н. В. Гоголя, темой
поэмы должна была стать вся современная
ему Россия. Конфликтом первого тома
"Мертвых душ” писатель взял два типа
противоречий, присущих русскому обществу
первой половины XIX века: между мнимой
содержательностью и действительной
ничтожностью господствующих слоев
общества и между духовными силами народа
и его закабалителями. Действительно,
"Мертвые души” можно назвать
энциклопедическим исследованием всех
насущных проблем того времени: состояния
помещичьих хозяйств, морального облика
помещичьего и чиновничьего дворянства,
их взаимоотношений с народом, судеб
народа и родины. "...Какой огромный,
какой оригинальный сюжет! Какая
разнообразная куча! Вся Русь явится в
нем”, — писал Гоголь Жуковскому о своей
поэме. Естественно, что такой многоплановый
сюжет определил своеобразную
композицию. Прежде
всего построение поэмы отличается
ясностью и четкостью: все части связаны
между собой сюжетно-образующим героем
Чичиковым, путешествующим с целью добыть
"миллион”. Это энергичней делец, ищущий
выгодные связи, вступающий в многочисленные
знакомства, что позволяет писателю
изобразить действительность во всех
ее гранях, запечатлеть социально-экономические,
семейно-бытовые, морально-правовые и
культурно-нравственные отношения в
крепостнической России. В
первой главе, экспозиционной, вводной,
автор дает общую характеристику
провинциального губернского города и
знакомит читателей с основными
действующими лицами поэмы. Следующие
пять глав посвящены изображению помещиков
в их собственной семейно-бытовой жизни
в своих усадьбах. Гоголь мастерски
отразил в композиции замкнутость
помещиков, их оторванность от общественной
жизни (Коробочка даже слыхом не слыхивала
о Собакевиче и Манилове). Содержание
всех этих пяти глав строится по одному
общему принципу: внешний вид усадьбы,
состояние хозяйства, господский дом и
внутреннее убранство, характеристика
помещика и его взаимоотношений с
Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует
целую галерею помещиков, в своей
совокупности воссоздающих общую картину
крепостнического общества. Сатирически
направленность поэмы проявляется в
самой последовательности представления
помещиков, начиная с Манилова и заканчивая
Плюшкиным, который уже "обратился в
прореху на человечестве”. Гоголь показал
страшную деградацию человеческой души,
духовное и нравственное падение
крепостника-корыстолюбца. Но
наиболее ярко реалистическая манера и
сатирический пафос писателя проявились
в создании образов русских помещиков.
Гоголь надвигает на первый план
морально-психологическую сущность
героя, его отрицательные черты и
типические признак: как, например,
прекраснодушную мечтательность и полное
непонимание жизни у Манилова; наглое
вранье и распоясанность у Ноздрева;
кулачество и человеконенавистничество
у Собакевича и пр. Широта
обобщения образов органически сочетается
с их явно обозначений индивидуальностью,
жизненной осязаемостью, которая
достигается путем преувеличенной
конкретизации их типических особенностей,
резкая обрисовка моральных черт и их
индивидуализация приемами заострения
подкрепляется обрисовкой внешности
действующих лиц. За
портретами помещиков, выписанных крупным
планом, в поэме следует сатирическое
изображение жизни губернского
чиновничества, представляющего собой
социально-политическую власть дворянства.
Замечательно, что Гоголь избирает
предметом своего изображения весь
губернский город, создает собирательный
образ провинциального бюрократа. В
процессе изображения помещиков и
чиновничества перед читателями постепенно
развертывается образ главного героя
повествования — Чичикова. Лишь в
заключительной, одиннадцатой главе
Гоголь раскрывает его жизнь во всех
деталях и окончательно разоблачает
своего героя как ловкого буржуазного
хищника, мошенника, цивилизованного
подлеца. Такой подход обусловлен
стремлением автора полнее изобличить
Чичикова как общественно-политический
тип, выражающий новое, еще только зреющее,
но уже вполне жизнеспособное и достаточно
сильное явление — капитал. Именно
поэтому его характер показан в развитии,
в столкновениях со множеством самых
различных препятствий, возникающих на
его пути. Замечательно, что все другие
персонажи "Мертвых душ” предстают
перед читателем психологически уже
сложившимися, то есть вне развития и
внутренних противоречий (исключение в
какой-то мере составляет Плюшкин,
которому дана описательная предыстория).
Такая статичность характеров подчеркивает
застойность быта и всего образа жизни
помещиков и способствует концентрации
внимания на особенностях их
характеров. Через всю
поэму Гоголь параллельно сюжетным
линиям помещиков, чиновников и Чичикова
непрерывно проводит еще одну — связанную
с образом народа. Композицией поэмы
писатель все время настойчиво напоминает
о наличии пропасти отчуждения между
простым народом и правящими
сословиями. На
протяжении всей поэмы утверждение
народа как положительного героя сливается
с прославлением родины, с выражением/автором
своих патриотических и гражданских
суждений. Эти суждения рассеяны по всему
произведению в форме проникновенных
лирических отступлений. Так, в 5-й главе
Гоголь славит "живой и бойкий русский
ум”, его необыкновенную способность к
словесной выразительности. В 6-й главе
он обращается со страстным призывом к
читателю сохранить в себе до конца жизни
истинно человеческие чувства. В 7-й главе
идет речь о роли писателей, о разных их
"уделах”. В 8-й показана разъединенность
губернского дворянства и народа.
Последняя, 11-я, глава завершается
восторженным гимном Родине, ее прекрасному
будущему. Как видно,
от главы к главе темы лирических
отступлений приобретают все большую
социальную значимость, а трудовой народ
предстает перед читателем в неуклонно
повышающейся прогрессии его достоинств
(упоминания об умерших и беглых мужиках
Собакевича и Плюшкина). Таким
образом, Гоголь достигает в композиции
поэмы той непрерывно увеличивающейся
напряженности, которая в совокупности
с усиливающейся драматичностью действия
сообщает "Мертвым душам” исключительную
занимательность. В
композиции поэмы следует особо подчеркнуть
проходящий через все произведение образ
дороги, с помощью которого писатель
выражает ненависть к застою и устремленность
вперед, горячую любовь к родной природе.
Этот образ способствует усилению
эмоциональности и динамичности всей
поэмы. Изумительное
искусство Гоголя в компоновке сюжета
сказалось в том, что множество самых
различных вводных эпизодов и авторских
отступлений, вызванных стремлением
шире и глубже воссоздать тогдашнюю
действительность, строго подчинено
воплощению определенных идей писателя.
Такие авторские отступления, как о
толстых и тонких, о "страсти русского
человека знаться с тем, кто хотя бы одним
чином был его повыше”, о "господах
большой руки и господах средней руки”,
о широкой типичности образов Ноздрева,
Коробочки, Собакевича, Плюшкина,
составляют необходимый социальный фон
для раскрытия основных идей поэмы. Во
многих авторских отступлениях Гоголь
так или иначе касался столичной темы,
но в предельной сатирической обнаженности
эта "опасная” тема прозвучала во
включенной в композицию поэмы "Повести
о капитане Копейкине”, рассказанной
губернским почтмейстером. По своему
внутреннему смыслу, по своей идее эта
вставная новелла является важным
элементом в идейном и художественном
смысле гоголевской поэмы. Она давала
автору возможность включить в поэму
тему героического 1812 года и тем самым
еще резче оттенить бессердечие и произвол
верховной власти, трусость и ничтожество
губернской знати. "Повесть о капитане
Копейкине” на короткое время отвлекает
читателя от затхлого мира Плюшкиных и
чиновников губернского города, но эта
смена впечатлений создает определенный
художественный эффект и помогает
отчетливее понять замысел произведения,
его сатирическую направленность. Композиция
поэмы не только великолепно развертывает
сюжет, в основе которого лежит
фантастическая авантюра Чичикова, но
и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных
эпизодов воссоздать всю действительность
николаевской Руси. Все вышесказанное
убедительно доказывает, что композиция
поэмы отличается высокой степенью
художественного мастерства.