Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Лирическое отступление —
внесюжетный элемент произведения;
композиционно-стилистический приём,
заключающийся в отступлении автора от
непосредственного сюжетного повествования;
авторское рассуждение, размышление,
высказывание, выражающее отношение к
изображаемому или имеющее к нему
косвенное отношение. Лирически отступления
в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят
живительное, освежающее начало, оттеняют
содержание возникающих перед читателем
картин жизни, раскрывают идею. Тематика
лирических отступлений разнообразна.
«О толстых и тонких чиновниках» (1гл);
автор прибегает к обощению образов
государственных служащих. Корысть,
взяточничество, чинопочитание –
характерные их черты. Кажущееся на
первый взгляд противопоставление
толстых и тонких на самом деле выявляет
общие отрицательные черты и тех и
других.
«Об оттенках
и тонкостях нашего обращении» (3гл);
говорится о заискивании перед богатыми,
чинопочитании, самоунижении чиновников
перед начальством и высокомерном
отношении к подчиненным.
«О русском народе и его языке» (5гл);
автор отмечает, что язык, речь народа
отражает его национальный характер;
особенностью русского слова и русской
речи является удивительная меткость.
«О двух типах писателей, об их уделах и
судьбах» (7гл); автор противопоставляет
писателя-реалиста и писателя романтического
направления, указывает характерные
черты творчества писателя-романтика,
говорит о прекрасном уделе этого
писателя. С горечью Гоголь пишет об
уделе писателя-реалиста, который рискнул
изобразить правду. Размышляя о
писателе-реалисте, Гоголь определил
значение своего творчества.
«Много свершилось в мире заблуждений»
(10гл); лирическое отступление о всемирной
летописи человечества, о его заблуждениях
является проявлением христианских
взглядов писателя. Все человечество
ушло от прямой дороги и стоит на краю
пропасти. Гоголь указывает всем, что
прямой и светлый путь человечества
состоит в следовании нравственным
ценностям, заложенным в христианском
учении.
«О просторах
Руси, национальном характере и о птице
тройке»; заключительные строки «Мертвых
душ» связаны с темой России, с размышлениями
автора о русском национальном характере,
о России-государстве. В символическом
образе птицы-тройки выразилась вера
Гоголя в Россию как государство, которому
предназначена свыше великая историческая
миссия. Вместе с тем прослеживается
мысль о самобытности пути России, а
также мысль о сложности предвидения
конкретных форм перспективного развития
России.