Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку химии "Кислоты"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку химии "Кислоты"

Конспект и презентация к уроку химии "Кислоты"

Урок, предлагаемый в разработке – первый, посвященный классу «Кислоты». Данная тема изучается в блоке «Классы неорганических соединений», после тем: «Классификация неорганических веществ», «Оксиды», «Кислотные оксиды».

По типу урок, предлагаемый ниже - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Проводится в виде изучения нового материала, с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении лабораторного опыта.

Урок построен по следующим этапам:

Определение

темы урока


Целепола-гание



Актуализация личного опыта



Презентация

новых

знаний



Применение и закрепление знаний



Обратная связь и коррекция



Итоговый контроль

В процессе урока все добытые учениками знания фиксируются в технологических картах, в специально отведенных полях.

Тема урока: КИСЛОТЫ

Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.

Уравнения реакций


Тип химической реакции

Соединения

Разложения

Замещения

Обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

В

Б

О

М

2Na+S=Na2S

С

Д

Ж

Н

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Г

Т

У

З

KOH+HCl=KCl+H2O

Л

Е

В

Ы

2Сa+O2=2CaO

Л

Н

Г

Б

Mg+CuCl2=Cu+MgCl2

З

П

К

Д

CaCO3=CaO+CO2

Р

И

Ф

А

Дайте название всем бинарным соединениям, принимающим участие в реакциях.

Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.


Цели урока (для учителя):

  • Образовательные: первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ «Кислоты»; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков.

  • Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.


Цели урока (для ученика):

  • познакомиться с химическим пониманием слова «кислота»;

  • способы получения кислот;

  • узнать о применении кислот;

  • выяснить их пользу и вред для человека.


С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма.

На уроках химии мы уже тоже встречались с этими веществами. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе.

Первое упоминание о кислотах в вашей химической жизни было на уроках изучения темы «Водород». Мы выполняли практическую работу с использованием соляной кислоты.

В следующий раз, когда начали знакомиться с классификацией неорганических веществ и изучали класс «Оксиды». Мы говорили, что оксиды могут быть двух видов. Какие? Кислотные и основные.

Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.


Поиграем в «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:

Li2O

CuO

SO3

CaO

Cl2O7

N2O3

BaO

P2O5

CO2

  • Почему кислотные оксиды называются кислотными? (потому что им соответствуют кислоты)

На прошлом уроке мы учились составлять формулы соответствующих кислот. Давайте вспомним, как мы это делали еще раз. Вы работаете в своих листочках параллельно с экраном. (далее опрос детей о порядке составления формул кислот)


SO3 CO2 N2O3

+ H2O + H2O + H2O

H2SO4 H2CO3 H2N2O4

HNO2

Что нужно сделать с оксидом, что бы получить из него кислоту? Добавить к нему молекулу воды. Сейчас мы записываем не уравнение реакции, а складываем в столбик

К каждому оксиду прибавляем молекулу воды. Суммируем. Дальше. Какой атом выписываем первым? Водород. Кислород суммируем в последнюю очередь. Если индексы можно сократить – сокращаем.

Мы получили формулы кислот. Посмотрите на них. Что у них общего? На первом месте стоит атом водорода. А все остальные атомы в молекуле, кроме водорода, называются кислотным остатком.

Т.о. кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

НХR



Вспомните, чему равно валентность атома водорода в соединениях? I

В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте.

Поработаем над определением.

Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот:

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Задание. Определите валентность кислотных остатков:

II II I II III

H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4

Задание. Составьте формулы кислот по имеющимся кислотным остаткам:

Cl (I)

HCl

S (II)

H2S

PO4 (III)

H3PO4

SiO3 (II)

H2SiO3

ClO4 (I)

HClO4

MnO4 (II)

H2MnO4

NO2 (I)

HNO2

Еще раз посмотрим на общую формулу кислот. Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Т.е. кислот существует огромное множество. Как же в них разобраться? Рассмотрим их классификацию.

I. По числу атомов водорода:

х = 1 – одноосновная, например, HNO3

х = 2 – двухосновная, например, H2CO3

х = 3 – трехосновная, например, H3PO4

Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода:

H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3.

II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:

  1. бескислородные HI

  2. кислородосодержащие H2CO3

Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода:

H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr

Кислоты различных типов могут быть получены по-разному.

Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой:

Cl2O7 + H2OHClO4

Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом:

H2 + Cl2 → HCl

На практической работе – «Получение водорода» мы использовали соляную кислоту. Все видели, что это бесцветная жидкость. Но не все кислоты обладают таким агрегатным состоянием.


HCl



жидкости


H2SiO3


Твердое вещество


H2CO3

Не существуют в свободном виде

H2SO4

H2SO3

H2CO3 = CO2↑ +H2O

H2SO3 = SO2↑ + H2O

Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – «аскорбинки» - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С токи зрения химии, кислоты тоже «кислые». Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных «химических рецепторов» – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет.

Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)


Среда

Индикатор

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Кислая среда

Красный

Розовый

Бесцветный

Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. Перед вами три склянки. Определите в какой из них находится раствор кислоты. Что вы сделаете для этого? (налить по мл каждой жидкости в 3 пробирки, к каждому раствору прилить несколько капель индикатора. Полученная окраска покажет раствор кислоты). Заполните таблицу окраски растворов кислот различными индикаторами.

Ну и наконец-то пришло время лично познакомиться с героями сегодняшнего вечера – кислотами. Каждая из них имеет свою формулу и определенное название, которые к следующему уроку необходимо выучить.


Формула кислоты

Название кислоты

HF

Фтороводородная

(плавикова)

HCl

Хлороводородная

(соляная)

HBr

Бромоводородная

HI

Йодоводородная

H2S

Сероводородная

H2SO3

Сернистая

H2SO4

Серная

HNO2

Азотистая

HNO3

Азотная

H2CO3

Угольная

H2SiO3

Кремниевая

H3PO4

Фосфорная

Подведем краткие итоги урока. Давайте вместе заполним таблицу:

Вопрос

Результат

Что запомнили?

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. Кислоты – это чаще всего жидкости, как правило, без вкуса, цвета и запаха. Лакмус окрашивает их растворы в красный цвет.

Что поняли?

Валентность кислотного остатка совпадает с числом атомов водорода в кислоте.

Чему научились?

Определять растворы кислот с помощью индикатора.

Итоговое закрепление.

1. Найди группу формул кислот:

а) NH3 HCl H2 SO4

б) H2S HNO3 HBr

в) HCl KCl H3PO4


2. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду:

а) HCl H2SO4 K2O

б) HNO3 H2O H2CO3

в) H2S H2SO4 NaOH

3. Даны вещества:

CuO, NaOH, H3PO4, CO2, CaCO3, HCl, Cu(OH)2, HNO3, BaO, H2S, K2SO3, H2SO4, Al(OH)3, AgNO3, H2CO3, NaSiO3, SO3, Al2(SO4)3

  1. Из предложенного списка выберите кислоты;

  2. Проклассифицируйте их

  3. Определите валентность кислотных остатков

Домашние задание:

    • § 34, 36

    • готовиться к химическому диктанту по названиям кислот

    • с листа-упражнения выполнить задания №1, №2

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24