|
Конспект и презентация к уроку химии "Кислоты"Конспект и презентация к уроку химии "Кислоты"Урок, предлагаемый в разработке – первый, посвященный классу «Кислоты». Данная тема изучается в блоке «Классы неорганических соединений», после тем: «Классификация неорганических веществ», «Оксиды», «Кислотные оксиды». По типу урок, предлагаемый ниже - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Проводится в виде изучения нового материала, с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении лабораторного опыта. Урок построен по следующим этапам:
В процессе урока все добытые учениками знания фиксируются в технологических картах, в специально отведенных полях. Тема урока: КИСЛОТЫ
Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.
Дайте название всем бинарным соединениям, принимающим участие в реакциях. Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.
Цели урока (для учителя):
Цели урока (для ученика):
С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма. На уроках химии мы уже тоже встречались с этими веществами. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Первое упоминание о кислотах в вашей химической жизни было на уроках изучения темы «Водород». Мы выполняли практическую работу с использованием соляной кислоты. В следующий раз, когда начали знакомиться с классификацией неорганических веществ и изучали класс «Оксиды». Мы говорили, что оксиды могут быть двух видов. Какие? Кислотные и основные. Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.
Поиграем в «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:
На прошлом уроке мы учились составлять формулы соответствующих кислот. Давайте вспомним, как мы это делали еще раз. Вы работаете в своих листочках параллельно с экраном. (далее опрос детей о порядке составления формул кислот)
SO3 CO2 N2O3 + H2O + H2O + H2O H2SO4 H2CO3 H2N2O4 HNO2 Что нужно сделать с оксидом, что бы получить из него кислоту? Добавить к нему молекулу воды. Сейчас мы записываем не уравнение реакции, а складываем в столбик К каждому оксиду прибавляем молекулу воды. Суммируем. Дальше. Какой атом выписываем первым? Водород. Кислород суммируем в последнюю очередь. Если индексы можно сократить – сокращаем. Мы получили формулы кислот. Посмотрите на них. Что у них общего? На первом месте стоит атом водорода. А все остальные атомы в молекуле, кроме водорода, называются кислотным остатком. Т.о. кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.
Вспомните, чему равно валентность атома водорода в соединениях? I В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте. Поработаем над определением. Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот: H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 Задание. Определите валентность кислотных остатков: II II I II III H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4 Задание. Составьте формулы кислот по имеющимся кислотным остаткам:
Еще раз посмотрим на общую формулу кислот. Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Т.е. кислот существует огромное множество. Как же в них разобраться? Рассмотрим их классификацию. I. По числу атомов водорода:
Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода: H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3. II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:
Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода: H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr
Кислоты различных типов могут быть получены по-разному. Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой: Cl2O7 + H2O → HClO4 Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом: H2 + Cl2 → HCl На практической работе – «Получение водорода» мы использовали соляную кислоту. Все видели, что это бесцветная жидкость. Но не все кислоты обладают таким агрегатным состоянием.
H2CO3 = CO2↑ +H2O H2SO3 = SO2↑ + H2O Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – «аскорбинки» - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С токи зрения химии, кислоты тоже «кислые». Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных «химических рецепторов» – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет. Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)
Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. Перед вами три склянки. Определите в какой из них находится раствор кислоты. Что вы сделаете для этого? (налить по мл каждой жидкости в 3 пробирки, к каждому раствору прилить несколько капель индикатора. Полученная окраска покажет раствор кислоты). Заполните таблицу окраски растворов кислот различными индикаторами. Ну и наконец-то пришло время лично познакомиться с героями сегодняшнего вечера – кислотами. Каждая из них имеет свою формулу и определенное название, которые к следующему уроку необходимо выучить.
Подведем краткие итоги урока. Давайте вместе заполним таблицу:
Итоговое закрепление. 1. Найди группу формул кислот: а) NH3 HCl H2 SO4 б) H2S HNO3 HBr в) HCl KCl H3PO4
2. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду: а) HCl H2SO4 K2O б) HNO3 H2O H2CO3 в) H2S H2SO4 NaOH 3. Даны вещества: CuO, NaOH, H3PO4, CO2, CaCO3, HCl, Cu(OH)2, HNO3, BaO, H2S, K2SO3, H2SO4, Al(OH)3, AgNO3, H2CO3, NaSiO3, SO3, Al2(SO4)3
Домашние задание:
|
Loading
|