Урок, предлагаемый в разработке – первый, посвященный классу «Кислоты». Данная тема изучается в блоке «Классы неорганических соединений», после тем: «Классификация неорганических веществ», «Оксиды», «Кислотные оксиды».
По типу урок, предлагаемый ниже - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Проводится в виде изучения нового материала, с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении лабораторного опыта.
Урок построен по следующим этапам:
Определение темы урока
Целепола-гание |
→ |
Актуализация личного опыта |
→ |
Презентация новых знаний |
→ |
Применение и закрепление знаний |
→ |
Обратная связь и коррекция |
→ |
Итоговый контроль |
В процессе урока все добытые учениками знания фиксируются в технологических картах, в специально отведенных полях.
Тема урока: КИСЛОТЫ
Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ.
-
Уравнения реакций
Тип химической реакции
Соединения
Разложения
Замещения
Обмена
Mg+H2SO4=MgSO4+H2
В
Б
О
М
2Na+S=Na2S
С
Д
Ж
Н
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O
Г
Т
У
З
KOH+HCl=KCl+H2O
Л
Е
В
Ы
2Сa+O2=2CaO
Л
Н
Г
Б
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2
З
П
К
Д
CaCO3=CaO+CO2
Р
И
Ф
А
Дайте название всем бинарным соединениям, принимающим участие в реакциях.
Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.
Цели урока (для учителя):
Образовательные: первичное знакомство и изучение нового класса неорганических веществ «Кислоты»; осмысление связи кислот с кислотными оксидами; ознакомить учащихся с определением, составом, классификацией, номенклатурой кислот, научить определять кислоты среди других веществ, классифицировать кислоты, определять валентности кислотных остатков.
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Цели урока (для ученика):
познакомиться с химическим пониманием слова «кислота»;
способы получения кислот;
узнать о применении кислот;
выяснить их пользу и вред для человека.
С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты? Кислоты встречаются на кухне, в аптечке. Кислоты есть и в организме живых существ и человека. Наверняка те из вас, кто занимается спортом, слышали, что существует молочная кислота, которая образуется в мышцах при физической нагрузке, а в желудке у каждого из нас содержится соляная кислота, без которой невозможно полноценное функционирование организма.
На уроках химии мы уже тоже встречались с этими веществами. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе.
Первое упоминание о кислотах в вашей химической жизни было на уроках изучения темы «Водород». Мы выполняли практическую работу с использованием соляной кислоты.
В следующий раз, когда начали знакомиться с классификацией неорганических веществ и изучали класс «Оксиды». Мы говорили, что оксиды могут быть двух видов. Какие? Кислотные и основные.
Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов, основные – это оксиды металлов.
Поиграем в «Крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, которому соответствуют формулы кислотных оксидов:
Li2O |
CuO |
SO3 |
CaO |
Cl2O7 |
N2O3 |
BaO |
P2O5 |
CO2 |
Почему кислотные оксиды называются кислотными? (потому что им соответствуют кислоты)
На прошлом уроке мы учились составлять формулы соответствующих кислот. Давайте вспомним, как мы это делали еще раз. Вы работаете в своих листочках параллельно с экраном. (далее опрос детей о порядке составления формул кислот)
SO3 CO2 N2O3
+ H2O + H2O + H2O
H2SO4 H2CO3 H2N2O4
HNO2
Что нужно сделать с оксидом, что бы получить из него кислоту? Добавить к нему молекулу воды. Сейчас мы записываем не уравнение реакции, а складываем в столбик
К каждому оксиду прибавляем молекулу воды. Суммируем. Дальше. Какой атом выписываем первым? Водород. Кислород суммируем в последнюю очередь. Если индексы можно сократить – сокращаем.
Мы получили формулы кислот. Посмотрите на них. Что у них общего? На первом месте стоит атом водорода. А все остальные атомы в молекуле, кроме водорода, называются кислотным остатком.
Т.о. кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.
НХR |
Вспомните, чему равно валентность атома водорода в соединениях? I
В кислотах валентность водорода тоже равна I. А вот валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода а кислоте.
Поработаем над определением.
Задание. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот:
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Задание. Определите валентность кислотных остатков:
II II I II III
H2SO4; H2CO3; HNO3; H2SiO3; H3PO4
Задание. Составьте формулы кислот по имеющимся кислотным остаткам:
Cl (I) |
→ |
HCl |
S (II) |
→ |
H2S |
PO4 (III) |
→ |
H3PO4 |
SiO3 (II) |
→ |
H2SiO3 |
ClO4 (I) |
→ |
HClO4 |
MnO4 (II) |
→ |
H2MnO4 |
NO2 (I) |
→ |
HNO2 |
Еще раз посмотрим на общую формулу кислот. Атомов водорода может быть несколько, а может быть один. Кислотный остаток состоит из атомов неметаллов, которых в периодической системе больше 50. Т.е. кислот существует огромное множество. Как же в них разобраться? Рассмотрим их классификацию.
I. По числу атомов водорода:
х = 1 – одноосновная, например, HNO3 |
х = 2 – двухосновная, например, H2CO3 |
х = 3 – трехосновная, например, H3PO4 |
Задание. Разделите кислоты по числу атомов водорода:
H3PO4; HCl; H2S; HNO3; H2SO4: HBr; H2CO3; H2SO3; HClO4; H2SiO3.
II. По наличию в кислотном остатке атомов кислорода:
бескислородные HI
кислородосодержащие H2CO3
Задание. Классифицируйте кислоты по наличию атомов кислорода:
H3PO4; HCl; HNO3; H2S; H2SO4; HBr
Кислоты различных типов могут быть получены по-разному.
Кислородосодержащие – взаимодействием кислотного оксида с водой:
Cl2O7 + H2O → HClO4
Бескислородные – взаимодействием неметалла с водородом:
H2 + Cl2 → HCl
На практической работе – «Получение водорода» мы использовали соляную кислоту. Все видели, что это бесцветная жидкость. Но не все кислоты обладают таким агрегатным состоянием.
HCl
|
жидкости |
H2SiO3 |
Твердое вещество |
H2CO3 |
Не существуют в свободном виде |
H2SO4 |
H2SO3 |
H2CO3 = CO2↑ +H2O
H2SO3 = SO2↑ + H2O
Как вы думаете, почему кислоты называют именно кислотами? Потому что они кислые на вкус. Вам известна лимонная кислота, содержащаяся в лимонах, уксусная кислота, используемая в кулинарии, витамины – «аскорбинки» - аскорбиновая кислота. Они действительно кислые на вкус. А чем улавливается вкус? Рецепторами, клетками отвечающими за восприятие и осязание. С токи зрения химии, кислоты тоже «кислые». Их растворы дают кислую среду, которую можно определить с помощью специальных «химических рецепторов» – индикаторов. В зависимости от среды они меняют цвет.
Индикатор — вещество, дающее цветные химические реакции в зависимости от среды раствора. (например лакмус, метилоранж, фенолфталеин)
Среда Индикатор |
Лакмус |
Метилоранж |
Фенолфталеин |
Кислая среда |
Красный |
Розовый |
Бесцветный |
Задание. Сейчас, приступите, пожалуйста, к выполнению лабораторного опыта. Перед вами три склянки. Определите в какой из них находится раствор кислоты. Что вы сделаете для этого? (налить по мл каждой жидкости в 3 пробирки, к каждому раствору прилить несколько капель индикатора. Полученная окраска покажет раствор кислоты). Заполните таблицу окраски растворов кислот различными индикаторами.
Ну и наконец-то пришло время лично познакомиться с героями сегодняшнего вечера – кислотами. Каждая из них имеет свою формулу и определенное название, которые к следующему уроку необходимо выучить.
Формула кислоты |
Название кислоты |
HF |
Фтороводородная (плавикова) |
HCl |
Хлороводородная (соляная) |
HBr |
Бромоводородная |
HI |
Йодоводородная |
H2S |
Сероводородная |
H2SO3 |
Сернистая |
H2SO4 |
Серная |
HNO2 |
Азотистая |
HNO3 |
Азотная |
H2CO3 |
Угольная |
H2SiO3 |
Кремниевая |
H3PO4 |
Фосфорная |
Подведем краткие итоги урока. Давайте вместе заполним таблицу:
Вопрос |
Результат |
Что запомнили? |
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. Кислоты – это чаще всего жидкости, как правило, без вкуса, цвета и запаха. Лакмус окрашивает их растворы в красный цвет. |
Что поняли? |
Валентность кислотного остатка совпадает с числом атомов водорода в кислоте. |
Чему научились? |
Определять растворы кислот с помощью индикатора. |
Итоговое закрепление.
1. Найди группу формул кислот:
а) NH3 HCl H2 SO4
б) H2S HNO3 HBr
в) HCl KCl H3PO4
2. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду:
а) HCl H2SO4 K2O
б) HNO3 H2O H2CO3
в) H2S H2SO4 NaOH
3. Даны вещества:
CuO, NaOH, H3PO4, CO2, CaCO3, HCl, Cu(OH)2, HNO3, BaO, H2S, K2SO3, H2SO4, Al(OH)3, AgNO3, H2CO3, NaSiO3, SO3, Al2(SO4)3
Из предложенного списка выберите кислоты;
Проклассифицируйте их
Определите валентность кислотных остатков
Домашние задание:
§ 34, 36
готовиться к химическому диктанту по названиям кислот
с листа-упражнения выполнить задания №1, №2