Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку литературы в 5 классе «Мудрость тысячелетий» по изучению басен И.А.Кр

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку литературы в 5 классе «Мудрость тысячелетий» по изучению басен И.А.Кр

Конспект и презентация к уроку литературы в 5 классе «Мудрость тысячелетий» по изучению басен И.А.Крылова

Цель: В игровой форме проверить, повторить, углубить и закрепить знания по теме.


Задачи: Развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор; развивать умения понимать иносказательный подтекст басен.

Воспитывать положительные нравственные качества.


Подготовительная работа:

Чтение басен И.А. Крылова; знакомство с этапами жизни баснописца; конкурс рисунков к басням Крылова.


Оформление урока:

1. Портрет И.А. Крылова (художник О.Кипренский)

2. Выставка книг, иллюстраций к басням, рисунков учащихся.


ХОД УРОКА:

Слайд 1.Слово учителя.

- Сегодня наш урок посвящен изучению творчества И.А.Крылова. Вам придется очень хорошо поработать, чтобы эти минуты урока были не только интересными, но и результативным.

Слайд 2. С баснями И.А.Крылова дети знакомятся еще в дошкольном возрасте, а уж в школе нет ученика, который не знает крылатые слова, пришедшие и прочно вошедшие в нашу речь из басен Крылова.

Назовите героев. Прочтите строки из басен.

Слайд 3. Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл? (Басня). Какова цель басни? Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни? (Мораль). Проверим себя. (Чтение текста слайда).

Слайд 4. В каждой басне содержится аллегория, или иносказание. Баснописец под видом животных, птиц, растений имел в виду людей, их черты характера и общественные явления. Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд). Не только аллегорию используют баснописцы. Как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.)

Слайд 5. На предыдущих уроках мы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах — древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIIIVII вв до нашей эры).

Но основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего в VI веке до нашей эры. Что вы знаете о жизни Эзопа?

Слайд 6. Все мы знаем басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица». А вот знаем ли мы, что сюжет этой басни Иван Андреевич взял у знаменитого Эзопа? Я предлагаю вам ознакомиться с текстом басни, которую написал Эзоп. Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница? Сейчас мы говорим о языке басен, о языке иносказаний: эзопов язык. Запишем в тетрадях: «Эзопов язык — язык иносказаний».

Слайд 7. Вот иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». Наши товарищи тоже пробовали нарисовать рисунки к прочитанным басням. Посмотрим, есть ли сходства в изображении героев и, если есть, то почему оно наблюдается?

Слайд 8. Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки. Перед вами портреты французских баснописцев. Жан де Лафонтен написал басню «ВОРОН И ЛИСИЦА». (Чтение басни на предложенных листах).

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья, —

То вы — Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв — и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: «Сударь,

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает, —

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого урока ему не понадобится.

В чем сходство басен? Какова мораль?

Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа. Я расскажу вам басню Лафонтена «Дровосек и смерть»:

Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовет смерть. Когда она приходит, он отказывается от ее услуг и просит ее взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдерживает испытание. Какова мораль в басне?

Слайды 9 – 10. Вот русские баснописцы XVIII века. О ком вы можете рассказать?

Слайд 11. Иван Андреевич Крылов. Его басни изучаются в школьном курсе литературы. О нем вам расскажет ……. (выступление ученика с интересными фактами из жизни баснописца).

Слайд 12. Басни содержат фразы, ставшие крылатыми. По этим фразам мы будем узнавать, как называется басня. «Лето красное пропела, оглянуться не успела…» («Стрекоза и Муравей»)

Слайд 13. «…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…» («Мартышка и очки»).

Слайд 14. «Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею…» («Свинья под Дубом»).

Слайды 15 - 16. Назовите, что такое мораль басни? Вам предлагается рассмотреть иллюстрации и указать мораль и название басни.

Слайды 17 - 20. Тест по теме «Басня» выполняется в тетрадях по литературе. Необходимо указать цифру ответа.

Слайд 21. Ответы к тесту.


Домашнее задание:

1. Привести примеры морали в баснях И.А.Крылова;

2. Привести примеры крылатых выражений из басен И.А.Крылова


Литература:

  1. Н. Степанов «Крылов» (серия «Жизнь замечательных людей») 1963 г.

  2. «Басни дедушки Крылова» Автор: И.А. Крылов; Издательство «Диафильм», 1986 г.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24