
Цель: рисование осеннего дерева.
Задачи: 1. Формировать умение рисовать по памяти различные формы растительного мира, а также анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок.
2. Развивать эстетическое восприятие осенней природы в действительности и в произведениях русских художников.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, умение слушать другого.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальный анализ.
Оборудование: мультимедийная презентация «Осень на картинах русских художников», П.И. Чайковский «Сентябрь» (отрывок из альбома «Времена года»), «Осень. Allegro» А.Вивальди, альбом, акварельные краски, кисти.
План урока.
I. Орг.момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Беседа о красоте осенней природы.
- Дорогие ребята! И снова наступила осень. Как красиво вокруг. Восхищаясь этим временем года, люди выражают свои чувства в стихах, в музыке, в поэзии. Поэты, сочиняя стихи, используют необыкновенные слова.
Великий русский поэт А.С. Пушкин писал об осени так (читает ученик):
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Иван Бунин сравнивал лес с расписным теремом. Послушайте (читает ученик):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Композиторы выражают свои чувства в музыке. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года» - «Сентябрь». (Прослушивание.)
- Какие чувства передает эта музыка? (Умиротворение, спокойствие.)
- А как хороша осень на картинах русских художников. (Слайды 1-10. Во время демонстрации звучит «Осень. Allegro» А.Вивальди.)
- Посмотрите, какие цвета они используют для создания осенней атмосферы? (Желтый, красный, оранжевый, бордовый, коричневый, фиолетовый.)
III. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с деревьями нашей местности тополем, березой, кленом, дубом, рассматривали их: ствол, листья. Сегодня мы поиграем в игру «С какого дерева лист». Посмотрим, чей ряд лучше знает деревья и листья. Внимательно посмотрите на картинки и определите, с какого дерева упал лист.
(Дети с каждого ряда собираются у одной парты. Получают наборы картинок с изображением дерева и листьев, образуют пары картинок.)
|
|
- Ребята, обратите внимание на стволы деревьев. Какой ствол у березы? (Ствол березы прямой, белый и гладкий, с черными линиями на коре, нижняя часть ствола черная.)
- У тополя? (Корявый, серый, внизу темный.)
- У клена? (Корявый, изогнутый.)
- У дуба? (Невысокий, толстый, ветвистый.)
IV. Объяснение учебного задания и выполнении рисунка.
- Сегодня на уроке мы будем изображать осеннее дерево. Рисовать мы будем сразу красками, поэтому нужно быть внимательными и аккуратными.
С чего начнем нашу работу? (С изображения дерева.)
- Какую форму имеет дерево? (Ствол изогнутый, ветвистый сверху.)
- Какую краску возьмем? (Коричневую.)
(Учитель на доске, дети за партами рисуют поэтапно дерево и ветви.)
- Чего не хватает? (Кроны.)
- Какого она цвета? (Желтого, красного, оранжевого, кое-где зеленого.)
- Рисуем крону, используя прием примакивания кисточки. (Поверх веток рисуется крона.)
- Что еще необходимо нарисовать? (Землю.)
- А какого цвета земля осенью? (Коричневого, но ее почти не видно, так как на земле тоже листья.)
- Верно. Рисуем под деревом опавшую листву. (Используя разные цвета.)
- Что еще необходимо для создания полной картины? (Небо. Оно осенью темнеет.)
- Так как мы изображаем начало осени, то можно взять синюю краску. Мазки должны быть ровные слева направо. (Демонстрация на доске на листе.)
IV. Подведение итогов урока.
(Все дети с альбомами выходят к доске. Рисунки детей и фрагменты урока можно посмотреть в видеороликах по ссылке - http://gubarewayulia.ucoz.ru/forum/11-10-1)
- Ребята, посмотрите, какие рисунки у нас получились! Вы рисовали под моим руководством, но как по-разному! Здорово! (Кратко о каждой работе.)
- Я очень рада, что вам удалось передать красоту осенней природы. Молодцы! На этом наш урок окончен.