Начав работу над "Мертвыми
душами”, Гоголь писал о своем труде:
"Вся Русь явится в нем”. Писатель самым
тщательным образом изучил прошлое
русского народа — от самых его истоков,
— и результаты этой работы и легли в
основу его произведения, написанного
в живой, поэтической форме. Ни над одним
из произведений, включая комедию
"Ревизор”, Гоголь не работал с такой
верой в свое призвание писателя-гражданина,
с какой он создавал "Мертвые души”.
Никакому другому своему произведению
он не посвятил столько глубоких творческих
раздумий, времени и напряженного
труда.
Основная тема
поэмы-романа — это тема о настоящей и
будущей судьбе России, ее настоящем и
будущем. Страстно веря в лучшее будущее
России, Гоголь беспощадно развенчивал
"хозяев жизни”, считавших себя носителями
высокой исторической мудрости и
создателями духовных ценностей. Образы,
нарисованные писателем, свидетельствуют
о прямо противоположном: герои поэмы
не только ничтожны, они являются
воплощением нравственного
уродства.
Сюжет поэмы
достаточно прост: ее главный герой,
Чичиков, — прирожденный аферист и
грязный предприниматель — открывает
возможность выгодных сделок с мертвыми
душами, то есть с теми крепостными,
которые уже отправились в мир иной, но
еще числились среди живых. Он решает
скупить по дешевке мертвые души и с этой
целью отправляется в один из уездных
городов. В результате перед читателями
предстает целая галерея образов
помещиков, к которым наведывается
Чичиков с тем, чтобы воплотить свой
замысел в жизнь. Сюжетная линия
произведения — покупка и продажа мертвых
душ — позволила писателю не только
необыкновенно ярко показать внутренний
мир действующих лиц, но и охарактеризовать
их типические черты, дух эпохи.
Эту
галерею портретов поместных владельцев
Гоголь открывает изображением героя,
который, на первый взгляд, кажется вполне
привлекательным человеком. В облике
Манилова бросаются в глаза прежде всего
именно "приятность” и его желание всем
нравиться. Сам Манилов, этот "весьма
обходительный и учтивый помещик”,
любуется и гордится своими манерами и
считает себя чрезвычайно духовным и
образованным человеком. Однако во время
его беседы с Чичиковым становится ясно,
что причастность этого человека к
культуре — всего лишь видимость,
приятность манер отдает приторностью,
а за цветистостью фраз не стоит ничего,
кроме глупости. Весь жизненный уклад
Манилова и его семьи отдает пошлой
сентиментальностью. Сам Манилов живет
в созданном им иллюзорном мире. У него
идиллические представления о людях: о
ком бы он ни говорил, все у него выходили
очень приятными, "прелюбезнейшими” и
превосходными. Чичиков с первой же
встречи завоевал симпатии и любовь
Манилова: тот сразу стал считать его
своим бесценным другом и мечтать о том,
как государь, узнав об их дружбе, пожалует
их в генералы. Жизнь в представлении
Манилова — это полная и совершенная
гармония. Он не хочет видеть в ней ничего
неприятного и знание жизни подменяет
пустыми фантазиями. В его воображении
возникают самые разнообразные проекты,
которые никогда не будут осуществлены.
Причем возникают они вовсе не потому,
что Манилов стремится что-либо создавать,
а потому, что само фантазирование
доставляет ему наслаждение. Его увлекает
лишь игра воображения, но на какое-либо
реальное действие он совершенно
неспособен. Чичикову оказалось несложно
убедить Манилова в пользе своего
предприятия: нужно было всего лишь
сказать, что это делается в общественных
интересах и вполне соответствует
"дальнейшим видам России”, поскольку
Манилов считает себя человеком, стоящим
на страже общественного благополучия.
От
Манилова Чичиков направляется к
Коробочке, которая, пожалуй, является
полной противоположностью предыдущему
герою. В отличие от Манилова, Коробочку
характеризуют отсутствие всяких
претензий на высшую культуру и какая-то
своеобразная "простота”. Отсутствие
"парадности” подчеркнуто Гоголем даже
в портрете Коробочки: уж слишком у нее
малопривлекательный, затрапезный вид.
"Простота” Коробочки отражается и в
ее отношениях с людьми. "Эх, отец мой,—
обращается она к Чичикову,— да у тебя-то,
как у борова, вся спина и бок в грязи!”
Все мысли и желания Коробочки сосредоточены
вокруг хозяйственного укрепления ее
поместья и непрестанного накопления.
Она — не бездеятельный фантазер, как
Манилов, а трезвый приобретатель, вечно
копошащийся у своего жилья. Но
хозяйственность Коробочки как раз и
обнаруживает ее внутреннее ничтожество.
Приобретательские побуждения и стремления
заполняют все сознание Коробочки, не
оставляя места ни для каких иных чувств.
Она из всего стремится извлечь выгоду,
начиная от домашних мелочей и кончая
выгодной продажей крепостных крестьян,
являющихся для нее прежде всего
имуществом, которым она вправе
распоряжаться, как ей вздумается.
Чичикову с ней гораздо труднее
договориться: она равнодушна к любым
его аргументам, поскольку для нее главное
— извлечь пользу самой. Чичиков недаром
называет Коробочку "дубинноголовой”:
этот эпитет очень метко ее характеризует.
Соединение замкнутого образа жизни с
грубым стяжательством определяет
крайнюю духовную нищету Коробочки.
Далее
— снова контраст: от Коробочки — к
Ноздрёву. В противоположность мелочной
и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается
буйной удалью и "широким” размахом
натуры. Он чрезвычайно активен, подвижен
и задорен. Ни на мгновение не задумываясь,
Ноздрёв готов заняться любым Делом, то
есть всем, что по какой-то причине
приходит ему в голову: "В ту же минуту
он предлагал вам ехать куда угодно, хоть
на край света, войти в какое хотите
предприятие, менять все, что ни есть, на
все, что хотите”. Энергия Ноздрёва
лишена какой-либо цели. Он с легкостью
начинает и бросает любое свое предприятие,
тут же забывая о нем. Идеалом его являются
люди, которые живут шумно и весело, не
обременяя себя никакими повседневными
заботами. Всюду, где появляется Ноздрёв,
затевается кутерьма и возникают скандалы.
Хвастовство и ложь — главные черты
характера Ноздрёва. Он неистощим в своей
лжи, которая стала для него столь
органичной, что он врет, даже не ощущая
в том какой-либо необходимости. Со всеми
знакомыми он запанибрата, держится с
ними на короткой ноге, всякого считает
своим приятелем, но никогда не остается
верен ни своим словам, ни отношениям.
Ведь именно он и развенчивает впоследствии
своего "друга” Чичикова перед губернским
обществом.
Собакевич
— один из тех людей, кто крепко стоит
не земле, трезво оценивает и жизнь, и
людей. Когда это необходимо, Собакевич
умеет действовать и добиваться того,
чего он хочет. Характеризуя бытовой
уклад жизни Собакевича, Гоголь делает
упор на том, что здесь все "было упористо,
без пошатки”. Основательность, крепость
— отличительные черты как самого
Собакевича, так и окружающей его бытовой
обстановки. Однако физическая крепость
и Собакевича, и его жизненного уклада
сочетается с какой-то уродливой
неуклюжестью. Собакевич похож на медведя,
и это сравнение носит не только внешний
характер: животное начало преобладает
в натуре Собакевича, не имеющего никаких
духовных запросов. По его твердому
убеждению, единственным важным делом
может быть только забота о собственном
существовании. Насыщение желудка
определяет содержание и смысл его жизни.
Просвещение он считает не только
ненужной, но и вредной выдумкой: "Толкуют
— просвещенье, просвещенье, а это
просвещенье — фук! Сказал бы я другое
слово, да вот только что за столом
неприлично”. Собакевич расчетлив и
практичен, но, в отличие от Коробочки,
он хорошо понимает окружающую обстановку,
знает людей. Это хитрый и наглый делец,
и Чичикову пришлось с ним довольно
трудно. Не успел он и слова вымолвить
насчет покупки, а Собакевич уже предложил
ему сделку с мертвыми душами, причем
заломил такую цену, как будто речь шла
о продаже реальных крепостных
крестьян.
Практическая
хватка отличает Собакевича от других
помещиков, изображенных в "Мертвых
душах”. Он умеет
устроиться
в жизни, но именно в этом качестве с
особой силой проявляются его низменные
чувства и стремления.
Однако
образ Собакевича, оказывается, еще не
исчерпывает меры падения человека.
Мелочность, ничтожность, социальное
уродство достигают предельного выражения
в образе Плюшкина, завершающего портретную
галерею поместных владетелей. Подобно
Коробочке и Собакевичу Плюшкин поглощен
заботами о накоплении богатств. Он так
же, как и они, находится во власти
эгоистических чувств и желаний. Но в
своей скупости он идет гораздо дальше:
накопление становится единственной
жизненной целью, вне которой для него
ничего не существует. Плюшкин полностью
уходит в собирание "богатств”. Его
непомерная жадность мешает ему отличать
полезное от совершенно ненужного. Он с
неутомимой энергией собирает всякий
хлам, боясь хоть что-нибудь упустить.
Плюшкин превращается в преданного раба
вещей, и жажда накопления заставляет
его во всем себя ограничивать. Он готов
питаться впроголодь, одеваться в тряпье,
и все это для того, чтобы не подорвать
своего "благосостояния”. Чем больше
овладевает Плюшкиным жажда накопления,
тем ничтожнее становится его жизнь, да
и он сам: "Человеческие чувства... мелели
ежеминутно, и каждый день что-нибудь
утрачивалось в этой изношенной развалине”.
Плюшкин ни с кем не общается: ненасытная
жадность разрушила его связь с людьми.
Он совершенно одинок из-за своего
стяжательства и изолирован от жизни.
Сам себе он кажется беззащитным существом,
которого каждый норовит ограбить, а
потому не желает никого видеть. Если же
ему и приходится с кем-либо столкнуться,
то он изображает из себя человека,
вынужденного бедствовать. Будучи
существом абсолютно паразитическим,
Плюшкин с глубокой неприязнью и
враждебностью относится к своим
крепостным крестьянам, считая их
тунеядцами, лентяями и ворами. Он морит
крестьян голодом, а потому у него, к
радости Чичикова, оказывается огромное
число мертвых душ.
Все
помещики, столь ярко и безжалостно
показанные Гоголем, а также центральный
герой поэмы — живые люди. Но можно ли о
них так сказать? Можно ли их души назвать
живыми? Разве их пороки и низменные
побуждения не убили в них все человеческое?
Смена образов от Манилова до Плюшкина
раскрывает все более усиливающееся
духовное оскудение, все возрастающее
моральное падение владельцев крепостных
душ. Назвав свое произведение "Мертвые
души”, Гоголь имел в виду не только
умерших крепостных крестьян, за которыми
гонялся Чичиков, но и всех живых героев
поэмы, которые давно уже стали мертвыми.