Россией времён Гоголя правили
помещики и чиновники, подобные героям
«Мёртвых душ». Понятно, в каком положении
должен был находиться народ, крепостное
крестьянство.
Следуя
за Чичиковым в его путешествии от одной
помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем
безотрадную картину жизни крепостного
крестьянства: его удел — нищета, болезни,
голод, страшная смертность. Помещики
относятся к крестьянам, как к своим
рабам: продают их поодиночке, без семей;
распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй,
я тебе дам девчонку,— говорит Коробочка
Чичикову,— она у меня знает дорогу,
только ты смотри! Не завези её, у меня
уже одну завезли купцы».
В
седьмой главе Чичиков размышляет над
списком купленных им крестьян. И перед
нами раскрывается картина жизни и
непосильного труда народа, его терпения
и мужества, буйных вспышек протеста.
Особенно привлекают к себе образы
Степана Пробки, наделённого богатырской
силой, замечательного плотника-строителя,
и дяди Михея, безропотно сменившего
убившегося Степана в его опасной
работе.
В душе
закрепощённого крестьянства живёт
стремление к свободе. Когда крестьянам
уже не под силу становится переносить
крепостную неволю, они убегают от
помещиков. Правда, не всегда бегство
приводило к свободе. Гоголь рассказывает
обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта,
без работы, почти всегда арест, тюрьма.
Но дворовый Плюшкина Попов всё же
предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению
под иго своего барина. Абакум Фыров,
спасаясь от крепостной неволи, ушёл в
бурлаки.
Говорит
Гоголь и о случаях массового возмущения.
В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина
показана борьба крепостного крестьянства
против своих угнетателей.
Великий
писатель-реалист, Гоголь образно говорит
о забитости народа: «Капитан-исправник,
хоть сам и не езди, а пошли только на
место себя один картуз свой, то один
этот картуз погонит крестьян до самого
места их жительства».
В
стране, где крестьянами правили жестокие
и невежественные коробочки, ноздрёвы
и собакевичи, не мудрено было встретить
и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя,
и дворовую Пелагею, которая не знала,
где правая и где левая сторона.
Но
Гоголь видит в то же время и могучую
силу народа, придавленную, но не убитую
крепостным правом. Она проявляется в
талантливости Михеева, Степана Пробки,
Милушкина, в трудолюбии и энергии
русского человека, в его способности
не пасть духом при любых обстоятельствах.
«Русский человек способен ко всему и
привыкает ко всякому климату. Пошли его
хоть в Камчатку, да дай только тёплые
рукавицы, он похлопает руками, топор в
руки, и пошёл рубить себе новую избу»,—
говорят чиновники, обсуждая переселение
крестьян Чичикова в Херсонскую губернию.
О высоких качествах русского человека
говорит Гоголь и в своих замечаниях о
«бойком народе», о «расторопном
ярославском мужике», о замечательном
умении русского народа одним словом
метко охарактеризовать человека.
Так,
изображая феодально-крепостническую
Русь, Гоголь показал не только
помещичье-чиновничью Россию, но и Россию
народную, с её стойким и вольнолюбивым
народом. Он выразил свою веру в живые,
творческие силы трудовых масс. Яркий
образ русского народа дан писателем в
его знаменитом уподоблении России
«птице-тройке», олицетворяющей сущность
национального русского характера.