В поэме Гоголя "Мертвые души”
тема народа занимает одно из ведущих
мест. Во времена Гоголя Россией правили
помещики и чиновники, "угодливые
невольники власти и безжалостные тираны
своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа”
(по меткому определению Герцена).
Автор
показывает безотрадную картину жизни
крепостного крестьянства. Помещики
безжалостно эксплуатируют их, относятся
к ним, как к своим рабам, могут покупать
и продавать их, как вещи. "Дубиноголовая”
Коробочка, боясь продешевить при продаже
мертвых душ, сетует гостю: "...никогда
еще не случалось мне продавать покойников.
Живых-то я уступила, вот и третьего года
протопопу двух девок, по сту рублей
каждую...”. Крестьяне обязаны выполнять
все прихоти своих господ. Перед сном
Коробочка спрашивает у Чичикова: "Может,
ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь
почесал на ночь пятки? Покойник мой без
этого никак не засыпал”.
"Широта
натуры” Ноздрева губительно отзывается,
прежде всего, на крепостных. Труд их
обесценен. Все, что выращено трудом и
потом крестьян и продано на ярмарке "по
самой выгоднейшей цене”, помещик спустил
за несколько дней. С гордостью говорит
об этом Чичикову: "Поздравь: продулся
в пух!”
Ужасающую
картину жизни и непосильного труда
народа, его терпения и мужества, вспышек
протеста, представляет автор во время
размышления Чичикова над списком
приобретенных им мертвых душ. Читая
имена крестьян, герой, вздохнувши,
произнес: "Батюшки мои, сколько вас
здесь напичкано! Что вы, сердечные мои,
поделывали на веку своем? Как перебивались?”
Привлекает внимание образ плотника
Степана Пробки, наделенного богатырской
силой, который, вероятно, исходил все
губернии с топором за поясом. Не менее
интересен образ сапожника Максима
Телятникова, обучавшегося у немца и не
сумевшего организовать собственного
дела. Видно, спился, валялся пьяным на
улице, приговаривая: "Нет, плохо на
свете! Нет житья русскому человеку, все
немцы мешают”. Григорий Доезжай-не-доедешь
промышлял извозом, отрекся от дому и
отдал душу богу где-нибудь на дороге.
В
душе закрепощенного народа живет
стремление к свободе. В имении Плюшкина
крестьяне, доведенные до крайней степени
нищеты, "мрут, как мухи”, бегут от
помещика. Рассматривая список беглых,
Чичиков заключает: "Вы хоть и в живых
еще, а что в вас толку! То же, что и
мертвые... по тюрьмам ли сидите или
пристали к другим господам и пашете
землю?” Дворовый Плюшкина Попов
предпочитает жизнь в тюрьмах возвращению
в имение своего барина. Абакум Фыров
ушел в бурлаки и тянет лямку под заунывную
песню.
Гоголь
рассказывает и о случаях массового
возмущения крестьян против своих
угнетателей. Это ярко показано в эпизодах
убийства заседателя Дробяжкина.
Вместе
с тем Гоголь видит и могучую силу народа,
придавленную, но не убитую крепостным
правом. Она проявляется в талантливости,
в трудолюбии, энергии русского человека,
в его способности не падать духом при
любых обстоятельствах. Обсуждая
переселение в Херсонскую губернию
крестьян, купленных Чичиковым, чиновники
говорят: "Русский человек способен ко
всему и привыкает ко всякому климату.
Пошли его хоть в Камчатку, да дай только
теплые рукавицы, он похлопает руками,
топор в руки, и пошел рубить себе новую
избу”.
В одном из
лирических отступлений Гоголь говорит
о меткости, выразительности русского
слова, о "живом и бойком русском
уме”.
Гоголь в своей
поэме показал Русь с ее трудолюбивым и
стойким народом, в котором сокрыты
неисчерпаемые силы, и выразил веру в
светлое будущее народа и родины.