"В дорогу! в дорогу!..
Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей
ее беззвучной трескотней и бубенчиками..."
- так заканчивает Гоголь одно из самых
проникновенных и глубоко философских
лирических отступлений в поэме "Мертвые
души". Мотив дороги, пути, движения
не раз возникает на страницах поэмы.
Этот образ многослоен и весьма
символичен.
Движение
главного героя поэмы в пространстве,
его путешествие по дорогам России,
встречи с помещиками, чиновниками,
крестьянами и городскими обывателями
складываются перед нами в широкую
картину жизни Руси.
Образ дороги, запутанной, пролегающей
в глуши, никуда не ведущей, только
кружащей путника, - это символ обманного
пути, неправедных целей главного героя.
Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя
на первый план присутствует другой
путешественник - это сам писатель. Мы
читаем его реплики: "Гостиница была...
известного рода...", "какие бывают
эти общие залы - всякий проезжающий
знает очень хорошо", "город никак
не уступал другим губернским городам"
и т. д. Этими словами Гоголь не только
подчеркивает типичность изображаемых
явлений, но и дает нам понять, что незримый
герой, автор, тоже хорошо знаком с
ними.
Однако он считает
необходимым подчеркнуть несовпадение
оценки окружающей действительности
этими героями. Убогая обстановка
гостиницы, приемы у городских чиновников,
выгодные сделки с помещиками вполне
устраивают Чичикова, а у автора вызывают
нескрываемую иронию. Когда события и
явления достигают пика безобразия, смех
автора достигает вершины беспощадности.
Оборотная сторона гоголевской сатиры
- лирическое начало, стремление видеть
человека совершенным, а родину - могучей
и процветающей. По-разному воспринимают
дорогу разные герои. Чичиков испытывает
удовольствие от быстрой езды("И какой
же русский не любит быстрой езды?"),
может полюбоваться прекрасной
незнакомкой("открывши табакерку и
понюхавши табаку", скажет:"Славная
бабешка!"). Но чаще он отмечает
"подкидывающую силу" мостовой,
радуется мягкой езде по грунтовой дороге
или дремлет. Великолепные пейзажи,
проносящиеся перед его глазами, не
вызывают у него особых мыслей. Автор
тоже не обольщается увиденным:"Русь!
Русь! вижу тебя, из моего чудного,
прекрасного далека тебя вижу: бедно,
разбросанно и неприютно в тебе... ничто
не обольстит и не очарует взора". Но
вместе с тем для него есть "какое
странное, и манящее, и несущее, и чудесное
в слове: дорога!". Дорога пробуждает
мысли о родине, о предназначении писателя:
"Сколько родилось в тебе чудных
замыслов,поэтических грез, сколько
перечувствовалось дивных
впечатлений!..."
Реальная дорога, по которой едет Чичиков,
превращается у автора в образ дороги
как жизненного пути. "Что до автора,
то он ни в коем случае не должен ссориться
со своим героем: еще не мало пути и дороги
придется им пройти вдвоем рука в руку..."
Этим Гоголь указывает на символическое
единство двух подходов к дороге, их
взаимное дополнение и взаимопревращение.
Дорога Чичикова, прошедшая по разным
углам и закоулкам N-ской губернии, как
бы подчеркивает его суетный и ложный
жизненный путь. В то же время путь автора,
который он совершает вместе с Чичиковым,
символизирует суровый тернистый, но
славный путь писателя, проповедующего
"любовь враждебным словом
отрицания".
Реальная
дорога в "Мертвых душах", с ее
ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами,
непочиненными мостами, вырастает до
символа "громадно несущейся жизни",
символа исторического пути России.
На страницах, завершающих 1-й том, вместо
чичиковской тройки возникает обобщенный
образ птицы-тройки, который затем
сменяется образом несущейся, "вдохновенной
Богом" Руси. На сей раз она на истинном
пути, поэтому и преобразился замызганный
чичиковский экипаж птицу-тройку - символ
свободной, обретшей живую душу России.