Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В имении Манилова нас поражает
нелепые претензии на изящество, в доме
Коробочки – стремление отгородиться
от мира и скрупулезная бережливость, в
имении Ноздрева – разорение, у Собакевича
– медвежья неуклюжесть и прочность
вещей, которые здесь царствуют
безраздельно, в имении Плюшкина прежде
всего бросается в глаза ветхость,
опустошение. Жизнь, кажется, покинула
деревню Плюшкина, и жерди по сторонам
домов напоминают ребра скелета.
Запустение, дух смерти подчеркивает
Гоголь, и о комнате Плюшкина: «Никак
было нельзя сказать, чтобы в комнате
сей обитало живое существо…». Картину
«вымершего места» завершает «замок -
исполин», висящий на обычно «запертых
наглухо» главных воротах.
Начиная описание плюшкинского дома,
Гоголь скорее всего намеренно называет
его «странным замком», а заканчивает
описание символической деталью: «замок
- исполин». За/мок превратился в замо/к,
наглухо заперший все живое.
Кто же виновник этого страшного
опустошения, омертвления? Его трудно
отличить от его жертв: он грязен, оборван,
сплющен. Эта искаженность, сплющенность
так велики, что даже проницательный
Чичиков «долго не мог распознать. Какого
пола была фигура, баба или мужик».
Есть сравнение, которое господствует
в этой главе, обнаруживая трагическую
сущность судьбы Плюшкина. Говоря о том
времени, когда Плюшкин был бережливым
хозяином и все в его доме «текло живо и
совершалось размеренным ходом», Гоголь
пишет: «Во все входил зоркий глаз хозяина
и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо,
но расторопно по всем концам своей
хозяйственной паутины».
Когда Чичиков пошел в комнату Плюшкина,
он заметил «часы с остановившимся
маятником, к которому паук уже приладил
паутину». Паук запутался в своей паутине
– и жизнь остановилась вокруг него,
умерло время. Владелец тысячи крепостных
душ, одержимый страстью бессмысленного
накопительства, становится нищим.
Скупость обратилась в расточительство.
Плюшкин видит приближающуюся угрозу
полного разорения и боится пойти «на
старости лет по миру», но измениться не
может. Скупость выжила из его души не
только все человеческие чувства, но и
трезвый расчет; действовать он может
только автоматически, не меняя ничего
по существу, потому что внутренне мертв.
Гоголь с гневным недоумением описывает
это бессмысленно вертящееся колесо
скупости.
Описание
сада Плюшкин открывает одновременно
прекрасные возможности жизни,
осуществленные в природе, и страшную
попытку человека, превратившегося в
паука, сковать все вокруг себя. Сад
нарисован как поединок жизни и смерти.
Человек убил в себе все живое и, и как
паук, хотел бы затянуть весь мир
омертвляющей сетью. Эта попытка страшна,
ужасна. Однако жизнь в целом, природа
не подчиняется усилиям паука, что и
рождает надежду, оставляет возможность
просветления.