«Мертвые души» не случайно
названы автором поэмой. Несмотря на то
что это произведение написано в прозе,
в нем нередко встречаются разнообразные
поэтические приемы, в том числе и
многочисленные лирические
отступления.
Этот
прием универсален, у разных авторов он
служит для выполнения разных задач.
Так, например, у А. С. Пушкина в романе
«Евгений Онегин» через лирические
отступления создается образ самого
автора, участвующего в повествовании.
Н. В. Гоголь использует этот прием
по-другому. В лирических отступлениях,
наиболее мелодичных, действительно
лиричных частях поэмы, у него проходит
тема, одна из самых важных во всей русской
литературе — тема России. Самое известное
такое отступление — отрывок, приведенный
в одиннадцатой главе первого тома. В
этом отрывке Гоголь создал образ
птицы-тройки, в котором воплотил свои
представления о России.
Тройка
появилась в повествовании в самом начале
главы еще не как птица, но уже как намек
на будущий образ. Восторги Чичикова «у!
какая сверкающая, чудная, незнакомая
земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся
«как призрак» и моментально исчезнувшей
«с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод
наводит Чичикова на размышления о
дороге: «какое странное, и манящее, и
несущее, и чудесное в слове: дорога!».
Такой прием — соединение в нескольких
строчках России, тройки и дороги —
используется писателем для того, чтобы
наиболее полно раскрыть в дальнейшем
образ птицы-тройки, объединяющий эти
три понятия.
Дорога
для Гоголя является своего рода символом
России, неотделимой ее частью. «Сколько
раз, как погибающий и тонущий, я хватался
за тебя, и всякий раз ты меня великодушно
выносила и спасала! А сколько родилось
в тебе чудных замыслов, поэтических
грез, сколько перечувствовалось дивных
впечатлений!..» Эти слова принадлежат
Гоголю и выражают именно его чувства,
а никак не Чичикова.
Действительно,
широка Русь: «как точки, как значки,
неприметно торчат среди равнин невысокие
твои города» и дороги, дороги, сплошные
дороги. Но не только из-за этого
объединяются в душе и творчестве Гоголя
эти две темы. Для него Россия — постоянно
развивающаяся, несущаяся вдаль,
«вдохновенная Богом», самая лучшая
страна в мире. «Косясь, постораниваются
и дают ей дорогу другие народы и
государства». И дорога выступает символом
этого движения вперед.
При
создании образа птицы-тройки не остается
без внимания и ее создатель — «ярославский
расторопный мужик». В этом «ярославском»
мужике, смастерившем тройку, видится
обычный русский человек, которому
птица-тройка — Россия — обязана своим
существованием. Таким образом, в этом
лирическом отступлении подводится итог
еще одной теме, затронутой в поэме, —
теме русского крестьянства: «Здесь ли
не быть богатырю, когда есть место, где
развернуться и пройтись ему?».
Гоголь
глубоко патриотичен, его поэма является
своеобразным признанием в любви России.
Эта тема проходит сквозь все главы
«Мертвых душ» и завершается восторженным,
восхищенным обращением к России, которая
видится ему как «бойкая, необгонимая»
птица-тройка. Находясь далеко, Н. В.
Гоголь постоянно мыслями возвращался
к родной земле, понимал ее и чувствовал,
как никто другой, ее загадочность: «Русь,
куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает
ответа».