Тема России волновала многих
русских поэтов и писателей. Так, Пушкин
в своем творчестве воспевал русские
народные традиции, призывал людей
помнить о родине, ее богатом духовном
наследии, отраженном в фольклоре,
противопоставляя исконно русское
космополитическому- Лермонтов же, "любя
Россию странною любовью”, с одной
стороны, восхищался ее историческим
прошлым, красотой русского духа, силой
русского народа, но в то же время обличал
социальные проблемы России, критиковал
политику государя и жизнь русских
людей.
А что же Гоголь?
Какой видел Россию этот писатель и что
было для него значимо? Рассмотрим образ
гоголевской России в поэме "Мертвые
души”.
Для Гоголя,
как и для многих других писателей, тема
Руси связана с темой народа. Обратимся
к народным образам поэмы — различным
персонажам эпической части "Мертвых
душ”. Это двое мужиков, встречающихся
нам в самом начале поэмы, которые,
увидевши бричку Чичикова, начинают
рассуждать, доедет ли она до Рязани или
Москвы- По сути, это вопрос "быть или
не быть”, рассматриваемый на примитивном,
бытовом уровне. И что же? Это лакей
Чичикова Петрушка, "имевший страсть к
чтению” и читавший все без разбора: от
букваря до любовных романов, и кучер
Селифан, которому все равно, высечет
его Чичиков или нет: "высечь оно можно”.
Русский народ — это и дворовая девка
Пелагея, которая "не знает, где право,
где лево”, дядя Митяй и дядя Миняй,
безрезультатно пытавшиеся сдвинуть
опрокинувшуюся повозку Чичикова.
Все
эти люди изображены Гоголем не в
идеальном, а в сатирическом свете.
Писатель обличает в крестьянах
примитивность, духовную нищету,
безразличие к жизни и покорность своему
барину, однако их ли беда в том, что
задавлены жизнью, духовно обеднены?.. В
поэме Гоголь показывает, что во всей
помещичьей и чиновно-бюрократической
России никому нет дела до простых людей.
Помещики заставляют крестьян работать
как можно больше, не заботясь при этом
о жизни крепостных и желая получить
прибыли со своего хозяйства. Чиновники,
вместо того чтобы решать государственные
проблемы и трудиться на благо России,
думают только о том, как бы продвинуться
по социальной лестнице, то есть радеют
исключительно о своих выгодах.
В
"Повести о капитане Копейкине” особенно
ярко изображено, как в чиновных кругах,
где царят взяточничество, казнокрадство,
обман, никому нет дела до простого
солдата, проливавшего кровь за
родину.
Таким образом,
народ оказывается подавлен системой
управления в России, но Гоголь, будучи
знатоком русского характера, чувствует
истинную силу простых людей, красоту
их души, их лучшие качества. В лирической
части "Мертвых душ” воссоздан идеальный
образ народа — воплощение гоголевской
концепции русского национального
характера. Писатель показывает широту
натуры русского человека, вольнолюбие
народа в образе Абакума Фырова, беглого
крестьянина, который "гуляет шумно и
весело на хлебной пристани, порядившись
с купцами ”. Гоголя восхищает и трудолюбие
русского человека, такое, как у Степана
Пробки, "богатыря, исходившего все
губернии с топором за поясом”; стойкость
и выносливость, "способность привыкать
ко всему и ко всякому климату”, "живость
ума, бойкого сам самородка, что не лезет
за словом в карман...”. Трудно не
восхищаться качествами русских
людей!
Однако тема
России у Гоголя связана не только с
изображением образа народа. По словам
великого Белинского, "истинная
национальность состоит не в описании
сарафана, но в самом духе народном”.
Гоголь "глядит глазами всего народа”,
"чувствует и говорит так”, как истинно
русский человек. Дело в том, что в процессе
работы над поэмой писатель неоднократно
обращался к фольклорным материалам,
ибо он разделял точку зрения о том, что
народный дух наиболее полно проявляется
в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал
в "Мертвых душах” пословицы, поговорки,
образы из русских народных сказок,
заключающие в себе многовековую мудрость
русского народа. Например, при описании
Манилова писатель называет его "ни в
городе Богдан, ни в селе Селифан”,
Собакевича сравнивает с медведем, а
Коробочку с курицей, ибо образ домашней
птицы в русском фольклоре — символ
глупости.
Гоголь
восхищается русским словом ("вышедшим
из глубины Руси”) и русской песней, в
которой, по мнению писателя, отражаются
красота и сила русского духа, творческие
способности народа.
Нужно
также сказать, что проблемы, рассматриваемые
Гоголем в "Мертвых душах”, не
общечеловеческие, а общерусские. В
частности, это вопрос о судьбе России,
о ее будущем. Гоголь предугадывает
будущность Руси, чувствуя ее внутренние
силы, возможности и сравнивая с
"птицей-тройкой”, что "ровнем-гладнем
разметнулась на полсвета”, что "все
обгоняет, оставляя позади”. Но писатель,
обличая социальные проблемы России,
критикуя чиновничье-бюрократическую
систему, показывая произвол, творящийся
в поместьях, и тяжкое положение народа,
не знает путей достижения прекрасного
будущего. Поэтому финал "Мертвых душ”
открыт, Гоголь задает вопрос: "Куда
несется Русь?” и не может ответить на
него... Да и должен ли писатель решать
эту проблему? Это дело государственных
деятелей, политиков, чиновников, которые,
как показывает Гоголь, не желают думать
о благе своей страны...
Аксаков
назвал "Мертвые души” произведением
универсальным, общенародным, в то время
как Белинский писал, что "Гоголь —
великий русский поэт, не более; и "Мертвые
души” тоже только для России и в России
могут иметь бесконечно великое значение”.
Нельзя не согласиться, ибо "Мертвые
души” — произведение чисто русское, в
котором Гоголь показывает, с одной
стороны, бедственное положение людей,
произвол в современной ему России, но,
с другой стороны, воплощает богатство
духовного наследия, национальных
традиций и внутренних, скрытых сил
русского народа; писатель говорит о
потенциальной возможности России,
"вдохновенной Богом”, стать сильнейшим
из государств...