Сюжет поэмы был подсказан
Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла
внимание Гоголя возможность показать
при помощи "дорожного” сюжета всю
Россию, с ее характерными типами,
ситуациями, характерами. "Какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная
куча! Вся Русь явится в нем”, — писал
Гоголь.
В прежних
своих произведениях Гоголь предпочитал
изображать какое-нибудь небольшое место
(Диканьку, город-призрак Петербург,
"уездный город” в "Ревизоре”) как
особый мир, живущий по своим законам и
населенный характерными жителями; в
этом мире, конечно, угадывалась Россия
и русские характеры. Например, "Ревизор”
сам Гоголь назвал "русским анекдотом”
и писал по поводу этой комедии: "Я хотел
собрать в одну кучу все дурное в России
и разом посмеяться над всем”. Тот же
принцип остается и в поэме "Мертвые
души”, но здесь Гоголь дает своему
выдуманному миру имя "Россия”. Это
сказочное, мифологизированное место
действия, где происходят диковинные
события и действуют "странные герои”
(выражение Гоголя).
Обратим
внимание, что все предметы, люди, ситуации
в поэме охарактеризованы как "русские”,
"частые на Руси”. Например, "два русских
мужика” в самом начале поэмы. То, что
они русские, разумеется само собой, но
Гоголь повторяет это слово и делает это
регулярно, чтобы придать всем предметам
и лицам фольклорно-мифологический,
условно-общерусский характер. Говоря
о Чичикове, Манилове, Коробочке и других,
он непременно вставляет
характеристику-рассуждение о типичности,
"русскости” этого героя. Вспомним хотя
бы знаменитое: "Какой же русский не
любит быстрой езды” — это говорится о
Чичикове. Собакевич ассоциируется с
"богатырем” (персонажем национального
эпоса), но это карикатурный богатырь,
показанный в "кривом зеркале”. О
Коробочке тоже говорится, что таких
людей много на Руси.
Как
известно, прослушав первый том поэмы,
Пушкин воскликнул: "Боже, как грустна
наша Россия!” Мы знаем это высказывание
только из письма Гоголя в "Выбранных
местах...” И там же Гоголь спорит с
Пушкиным, объясняя, что изобразил не
Россию, а лишь болезненную фантазию
своего грешного ума, или Россию, но
только в отрицательной ипостаси, в
"кривом зеркале” сатиры. Поэма должна
была строиться как "Божественная
комедия” Данте, по принципу "Ад —
Чистилище — Рай”. Во втором и третьем
томах Россия и русский человек (Чичиков?)
сказочно преобразились бы, появились
бы "русские движения”, "доселе небранные
струны”, "чудная русская девица, вся
сотканная из высокого стремления и
самоотвержения”, "доблестный русский
муж” и другие достойные, положительные
герои. Но сам Гоголь в "Выбранных
местах...” признается, что любит и
предпочитает изображать порок, и герои
всегда выходят смешные и безобразные,
зато уж это получается лучше, чем у
кого-либо другого из русских
писателей.
Написан
был только первый том, сатирический.
Русские помещики, крестьяне, чиновники
показаны здесь с самой отрицательной
стороны, гротескно-сатирически. Они
наделены смешными именами и прозвищами
(например, чиновник Кувшинное рыло,
принимающий от Чичикова взятку). К ним
можно было бы отнести странное гоголевское
определение — "Мертвые души”, давшее
название поэме. Это не люди, а "призраки”,
как выражался Белинский, добавляя, что
сама тогдашняя русская жизнь была
"призрачной”, гротескной, абсурдной.
К.
Аксаков считал поэму "русской Илиадой”,
национальной эпопеей, а Белинский —
острой социальной сатирой на крепостную
Русь. Сама поэма дает основания для
обеих интерпретаций, взаимно дополняющих
друг друга. Уже в первой части, хотя это
только "ад”, "кривое зеркало”, есть
элегические и патетические отступления
о метком русском слове, о "Руси, увиденной
из прекрасного далека”, о "чудо-дороге”
и о "птице-тройке”. Здесь Россия уже
показана не в гротескных фигурах и
лицах, а в высоких символических
обобщающих образах, свидетельствующих
о значительности этой темы. Первый том
заканчивается образом России как тройки,
которая мчится по всему миру, и другие
государства, "косясь, постораниваются”,
дают ей дорогу. Здесь же говорится, что
Русь "не дает ответа”, когда ее вопрошает
поэт. Таким образом, Россия — это загадка
для человечества, и, может быть, особое,
великое откровение для мира исходит
именно от нее. Это представление о России
было свойственно многим русским писателям
XIX века. Одним из первых, кто воплотил
эти идеи в поэтическом произведении,
был Гоголь.