Осенью 1835 года Гоголь принимается
за работу над поэмой "Мертвые души”,
сюжет которой был ему подсказан Пушкиным.
Гоголь давно мечтал написать роман о
России, и был очень благодарен Пушкину
за идею. "Мне хочется в этом романе
показать хотя с одного боку всю Русь”,
— признавался писатель Пушкину. В поэме
автор отразил уклад жизни и нравы разных
слоев общества — помещиков, чиновников,
крестьян. Объясняя замысел "Мертвых
душ”, Гоголь писал, что образы поэмы —
"ничуть не портреты с ничтожных людей,
напротив, в них собраны черты тех, которые
считают себя лучше других”. Крупным
планом изображены в поэме помещики.
Причем последовательность знакомства
их с читателем выбрана Гоголем не
случайно. Начиная от Манилова, и заканчивая
Плюшкиным, автор усиливает горькую
обличительную сатиру, показывает
помещиков по принципу все более сильного
их оскудения и морального падения.
Мечтателя, живущего в мире своих грез,
Манилова сменяет «дубинноголовая»
Коробочка, безалаберного враля и шулера
Ноздрева — неуклюжий хозяйственный
Собакевич. Завершает эту галерею
помещиков Плюшкин — жадный скряга,
«прореха на человечестве» - так называет
Плюшкина Чичиков.
Среди
разнообразия интересных характеров
выделяется удивительный персонаж —
Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова
является объединяющим и собирательным,
в нем совмещены разные качества помещиков.
О происхождении и формировании его
характера мы узнаем из одиннадцатой
главы поэмы. Павел Иванович принадлежал
к бедной дворянской семье. Отец Чичикова
оставил ему в наследство полтину меди
да завет старательно учиться, угождать
учителям и начальникам и, самое главное,
— беречь и копить копейку. В завещании
отец ничего не сказал о чести, долге и
достоинстве. Чичиков быстро понял, что
высокие понятия только мешают достижению
заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает
себе дорогу в жизни собственными
усилиями. В училище старался быть
образцом послушания, вежливости и
почтительности, отличался примерным
поведением, вызывал похвальные отзывы
учителей. Окончив учёбу, он поступает
в казенную палату, где всеми силами
угождает начальнику и даже ухаживает
за его дочерью. Оказываясь в любой новой
обстановке, в новой среде, он сразу
становится «своим человеком». Он постиг
"великую тайну нравиться”, с каждым
из персонажей он говорит на его языке,
обсуждает близкие собеседнику темы. В
этом герое еще жива душа, но каждый раз,
заглушая муки совести, делая все для
своей выгоды и строя счастье на бедах
других людей, он убивает ее. Оскорбление,
обман, взяточничество, казнокрадство,
махинации на таможне — орудия Чичикова.
Смысл жизни герой видит лишь в приобретении,
накопительстве. Но для Чичикова деньги
— средство, а не цель: он хочет благополучия,
достойной жизни для себя и своих детей.
От остальных персонажей поэмы Чичикова
отличает сила характера и целеустремленность.
Поставив себе определенную задачу, он
не останавливается ни перед чем, проявляет
для ее достижения упорство, настойчивость
и невероятную изобретательность.
Он
не похож на толпу, он активен, деятелен
и предприимчив. Чичикову чужды
мечтательность Манилова и простодушие
Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин,
но и не склонен к беспечному разгулу,
как Ноздрёв. Его предприимчивость не
похожа на грубую деловитость Собакевича.
Все это говорит о явном его
превосходстве.
Характерной
чертой Чичикова является невероятная
многогранность его натуры. Гоголь
подчеркивает, что таких людей, как
Чичиков, разгадать нелегко. Появившись
в губернском городе под видом помещика,
Чичиков очень быстро завоевывает
всеобщие симпатии. Он умеет показать
себя человеком светским, всесторонне
развитым и порядочным. Он может поддержать
любой разговор и при этом говорит "ни
громко, ни тихо, а совершенно так, как
следует.” К каждому лицу, в котором
Чичиков заинтересован, он умеет найти
свой особый подход. Выставляя напоказ
свою доброжелательность к людям, он
заинтересован лишь в том, чтобы выгодно
использовать их расположение. Чичиков
очень легко "перевоплощается”, меняет
манеры поведения, но при этом никогда
не забывает о своих целях.
В
беседе с Маниловым он выглядит почти
совсем, как сам Манилов: он так же
обходителен и чувствителен. Чичиков
отлично знает, как произвести сильное
впечатление на Манилова, а потому не
скупится на всевозможные душевные
излияния. Однако, разговаривая с
Коробочкой, Чичиков не проявляет ни
особой галантности, ни душевной мягкости.
Он быстро разгадывает сущность ее
характера и потому ведет себя развязно
и бесцеремонно. Коробочку деликатностью
не проймешь, и Чичиков после долгих
попыток вразумить ее "вышел совершенно
из границ всякого терпения, хватил в
сердцах стулом об пол и посулил ей
черта”. При встрече с Ноздревым Чичиков
гибко приспосабливается к его разнузданной
манере поведения. Ноздрёв признает
только "дружеские” отношения,
разговаривает с Чичиковым на «ты», и
тот ведет себя так, словно они старые
закадычные приятели. Когда Ноздрёв
хвастается, Чичиков помалкивает, будто
не сомневаясь в правдивости услышанного.
При встрече с Собакевичем прямота и
непосредственность Чичикова совершенно
исчезают. Собакевича не трогают и
рассуждения на возвышенные темы. И тогда
Чичиков вступает с ним в азартный торг,
в котором каждый стремится перещеголять
другого. "Его не собьешь, неподатлив!”
— думает про себя Собакевич. К Плюшкину
у Чичикова другой подход: он играет роль
великодушного доброжелателя, желающего
помочь одинокому и беззащитному
старику.
Своей
поэмой Н. В. Гоголь ввел в литературу
понятие "мертвые души”. Мертвыми были
не только те, кто становился предметом
торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен
так говорил об этом: "Это заглавие само
носит в себе что-то наводящее ужас. И
иначе он не мог назвать; не ревизские
мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы
и все прочие — вот мертвые души, и мы их
встречаем на каждом шагу”.
Безусловно,
поэма Гоголя "Мертвые души” – одно из
величайших произведений XIX века. Белинский
назвал поэму "истинно национальным
произведением”. Гоголь сумел показать,
что крепостное право калечит не только
крестьян, делая из них бессловесных
рабов, но и помещиков, превращая их в
тунеядцев, живущих за чужой счет. Образы,
созданные Гоголем, перешагнули время.
Огромная сила сатирического обличения
уродства собственнического мира,
заключенная в творениях писателя, не
потеряла своей актуальности и в наши
дни.