Среди персонажей гоголевской
поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает
особое место. Будучи центральной (с
точки зрения сюжета и композиции) фигурой
поэмы, этот герой вплоть до последней
главы первого тома остается для всех
загадкой - не только для чиновников
города NN но и для читателя. Прошлое героя
неизвестно (его биография дана не в
начале повествования, а лишь в одиннадцатой
главе), так же как неизвестны цели, его
пребывания в городе NN. Кроме того, автор
лишает Павла Ивановича своеобразия,
запоминающихся черт, собственного
«лица». На фоне ярких, предельно
индивидуализированных образов помещиков
фигура Чичикова выглядит бесцветной,
неопределенной, неуловимой. Отсутствие
индивидуального начала обнаруживается
и в речевом поведении героя - не имея
собственного «лица», он не имеет и
собственного «голоса».
Именно
безликость и бесцветность позволяют
Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости,
когда этого требуют «интересы дела».
Превосходный психолог и блестящий
имитатор, он умеет с магическим артистизмом
уподобиться своему собеседнику. Во
всякой ситуации он говорит то, что от
него хотели бы услышать, что может
расположить в его пользу.
С
Маниловым Павел Иванович приторно-любезен,
высокопарен («...я немею пред законом»)
и льстив. С Коробочкой он
покровительственно-ласков и
патриархально-набожен («На все воля
Божья, матушка...»), но держится с ней
свободно, «не церемонится». Вместо
цветистых фраз теперь из сто уст звучат
просторечные, а иногда и грубые выражения
(«дело яйца выеденного не стоит», «да
пропади и околей»).
Общение
с наглым и бесцеремонным Ноздревым для
Чичикова мука, ведь Павел Иванович не
терпит «фамильярного обращения»
(«...разве только если особа... слишком
высокого звания»). Однако он и не думает
прервать свой диалог с помещиком: тот
богат, а значит, впереди перспектива
выгодной сделки. Следуя своему испытанному
методу, Чичиков всеми силами стремится
уподобиться Ноздреву. Он обращается к
нему на «ты», перенимает от него
фамильярные манеры и хамский топ.
Найти
общий язык с Собакевичем Чичикову
значительно проще - ведь обоих объединяет
ревностное служение «копейке». Даже
Плюшкина, давно утратившего связь с
внешним миром и позабывшего элементарные
нормы вежливости, смог расположить к
себе Павел Иванович. Для этого помещика
Чичиков играет роль непрактичного и
великодушного болвана - «мотишки»,
готового себе в убыток избавить случайного
знакомого от необходимости платить
полати за умерших крестьян.
Кто
такой Чичиков? Что он за человек? Среди
множества фантастических версий о
Чичикове, выдвинутых чиновниками города
NN. заслуживает особого внимания версия
об антихристе. Антихрист новозаветного
«Откровения» предшествует наступлению
Страшного суда, появляется в конце
времен. Почему же именно Чичиков
становится у Гоголя знамением «последних
времен», символом грядущей катастрофы?
С
точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное
в Чичикове («страсть к приобретению»),
есть главное зло современности. Зло
обыденное и ничтожное страшнее, чем
литературно-величественное зло,
показывает Гоголь. Гоголь хочет понять
психологическую природу нового явления.
Этому служит биография Чичикова,
объясняющая генезис изображенного в
поэме характера. Тусклое, грустное
детство героя - без товарищей, без
мечтаний, без родительской любви - многое
предопределило в дальнейшей судьбе
героя. Глубоко усвоив родительское
наставление («...береги и копи копейку»),
Павлуша Чичиков развивает в себе энергию,
волю и упорство, с которым и устремляется
к своей единственной в жизни цели -,
богатству. Вначале его действия наивны
и прямолинейны: Павлуша рабски угождает
учителю и становится его любимцем.
Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми
с гораздо большим искусством, по и
результаты его усилий теперь более
значительны. Пообещав жениться на дочери
своего начальника, Чичиков добывает
себе место повытчика. Служа на таможне,
Павел Иванович убеждает начальство в
своей неподкупности, а затем наживает
огромное состояние па крупной партии
контрабандного товара. Биография
гоголевского «приобретателя» отмечена
странной закономерностью: блестящие
победы Чичикова всякий раз оборачиваются
нулем. Процесс обогащения превращается
в нечто самоценное, самодостаточное -
ведь это всегда процесс без результата.
В
то же время биография Чичикова заставляет
вспомнить о грешниках, которые преодолели
свою греховность и впоследствии стали
святыми подвижниками. Предполагалось,
что в следующих томах поэмы произойдет
пробуждение души героя и его духовное
воскрешение. Автор говорил, что пороки
времени, не случайно так сгущены и
усилены в Чичикове - воскрешение «героя
времени» должно стать началом воскрешения
всего общества.