|
Литература АлбанииПервые известные науке литературные тексты на албанском языке относятся ко 2-й пол. 15 в., когда была напечатана «Формула крещения» (1462), хранящаяся ныне в Лауренцианской библиотеке во Флоренции. Однако есть данные, что письменность в А. существовала и ранее. Барлетиус — известный биограф народного героя Скаидербега в работе по истории г. Шкодера (1504) ссылается на летописи на албанском языке более древнего происхождения. Об этом же свидетельствует большая работа на албанском языке католического священника Дьон Бузуку — «Мизали» (1555), представляющая собой албанский перевод некоторых частей римско-католической литургии. Широкое развитие албанская письменность получила в 17 в.; первоначально авторами её были католические священники из г. Шкодер. Среди работ этого периода следует назвать первый албанский словарь Бардзи (1635), его же биографию Скаидербега (1636), жития святых —«Кунеос Профе-тарум» Петера Богдани (1630—85). Одновременно Богдани работал пад совершенствованием родного языка. В отличие от католических писателей, центром деятельности которых был г. Шкодер, православные писатели группировались в г. Воскопоя, ставшем вторым литературным центром Албании в 17— 18 вв. Они поддерживали борьбу албанского народа против захватнических устремлений турок, за создание независимого албанского государства, очищали албанский язык от чуждых влияний. Деятельность авторов албанского словаря Теодори Кавальоти и Мьештри Даньеля оказала большое влияние и на писателей-м}сульмап, которые, выходя из-под влияния арабской и персидской литературы, начали обращаться к важнейшим событиям жизни народа. Особый интерес представляет литературная деятельность албанских эмигрантов в Южной Италии: священник Лука Матранга составил катехизис (1592). Юля Варибобу (род. ок. 1730) — большую поэму «Жизнь св. девы Марии» (1762), в к-рой он изобразил деву Марию простой крестьянкой. Особое развитие получила литература «арбреши» в 19 в., когда во главе их стоял прогрессивный писатель — патриот Хероним де Рада (1814—1903). В 1866 де Рада издал знаменитую «Албанскую рапсодию», где в художественной форме показал борьбу албанского народа против турок, воспел героические дела национального героя Скаидербега. Де Рада оставил несколько работ по эстетике и языкознанию. Среди писателей «арбреши» заметную роль играют также Гавриил Дар (1826— 1885), автор поэмы «Последняя песнь Бали» и поэт-лирик Зеф Серембе (1843—91), автор поэмы «Судьба». Особое место в литературе Албании 19 в. занимает творчество Константина" Кристофориди (1830—95), которого называют отцом албанского литературного языка. Его произведения до сих пор являются классическим образцом албанской художественной прозы. Заслугой Кристофориди является составленный им словарь албанского языка высокой научной ценности. Среди писателей 19 в. видное место занимают Фими Митко (1815—89) — собиратель албанского фольклора, автор сборника народной поэзии «Албанская пчела» (1878), Васо Шкодрани (1825—92), автор патриотической поэмы «Порабощенная Албания», Сами Фрашери — учёный, автор грамматики албанского языка. Основателем повой албанской литературы является Наим Фрашери (1846—1900), литературная деятельность к-рого была посвящена борьбе за независимость Албанского государства. Лучшим его произведением является поэма «Стадо и земля» (1886), дышащая любовью к родной стране. Наим Фрашери написал также собрание лирических песен «Летние цветы» (1890), опическую поэму из 22 песен «История Скаидербега» (1898), перевёл на албанский язык нек-рыс главы из «Илиады», составил несколько школьных учебников. Среди писателей более позднего периода выделяются Филипп Широка (1859—1935) — автор сборника стихов «Голос сердца», в к-рых отразилась тоска автора но родине, Михаль Грамено (1872—1931) — поэт-воин, Антон Чако-Чаюпи (1866—1930) — автор первых элегий в албанской литературе, драматических и сатирических произведений. Чаюпи жестоко бичевал изменников родины и тех, кто искусственно разжигал вражду между группами населения, исповедующими различные религии. Его лучшим произведением является сборник лирических стихов «Баба Томори». Известностью пользуется последователь итальянских классиков Ндро Мьеда (1866— 1937) — автор романтических поэм и лирических стихов. Первая мировая война, усобицы между феодалами, диктатура Зогу и итальянская фашистская оккупация задержали развитие албанской литературы. Среди писателей этого периода следует упомянуть Фаик Коница (1875—1941), Дьердь Фишта (1871— 1940) и Фан Ноли (р. 1880). Памфлетист и литературный критик ФаикКоница былапологетом буржуазно-феодальных порвдков. Литературная деятельность католического священника Дьердь Фишта весьма показательна для той роли, к-рую играло католическое духовенство в подготовке итальянской фашистской агрессии в Албании. Будучи агентом австро-венгерского империализма, Фишта в первые годы своей литературной деятельности выступал против славянских народов, и-рые препятствовали захватническим планам австро-венгерского империализма в Албании. В своей шовинистической, антиславянской поэме («Гусли гор») этот шпион воспевал вражду албанцев к славянским народам, призывал к открытой борьбе против славян. Епископ Фан Ноли начал литературную деятельность с переводов книг священного писания, затем стал известен как переводчик' на албанский язык произведений классиков мировой литературы (Сервантеса, Шекспира, Лонгфелло, Ибсена и др.). Проживает в США, .занимает резко враждебную позицию по отношению к народно-демократической Албании. С развитием в 30-х гг. массовых политич. организаций, выступавших против диктатуры Зогу, появляются произведения, отражающие борьбу албанского народа за свободу и независимость. В произведениях Мигьени (1911—38) чувствуется влияние советской литературы. Его сборник «Свободные стихи» и его проза оказали сильное влияние на развитие молодой революционной литературы. Большие успехи албанская революционная литература делает во время национально-освободительной борьбы (1939—44), особенно после создания албанской компартии (ноябрь 1941), вокруг к-рой сплотились передовые писатели страны. Среди поэтов, принимавших участие в борьбе албанского народа с оккупантами, выделяются: погибший поэт Мемо Мето, Шефкет Мусараи — автор са-тирич. поэмы «Эпопея баллы комбетар» (1944), Ди-митр Шутерпки — автор поэмы о партизанском герое Птолсме и поэмы, посвященной вождю Албании Энвсру Ходжа. Шутерпки — лучший переводчик на албанский язык произведений В. Маяковского; Алекс Чачи пишет о восстановлении страны и о строительстве народной демократии, ему принадлежит поэма о Советском Союзе «С тобой, Сталин» и др.; Фатмнр Гьпта — автор партизанских песен н рассказов; ЛазарСилики написал поэму «Приштина» о борьбе с фашистскими захватчиками; Зихни Сако — автор очерков о партизанском движении и стихов для детей; поэт Марк Ндоп — автор поэмы «Часовой», рассказывающей о жизни молодой республики; Коль Якова — автор комедий и сатирических произведений, отражающих классовую борьбу в современной Албании, и др. Большое внимание албанские литераторы уделяют работе над переводами лучших произведений советской литературы. В 1945 в Албании создан «Союз албанских писателей», способствующий объединению писателей и их актив-пому участию в общественно-политической жизни страны. Албанский народ имеет богатый фольклор, к-рый начали собирать с половины 18 в. Первыми собирателями фольклора были албанские писатели Иероним де Рада, Фими Митко и немец И. Г. Хан. Однако никогда собиранию фольклора не уделялось столько внимания, сколько сейчас, после установления в стране народно-демократического режима. В настоящее время собиранием фольклора занимается специальная секция при Научном институте в Тиране. Эпические песни особенно широко распространены в северной части страны, а также среди албанского населения в Косове и Метохии. В южной части страны этот жанр постепенно исчезает. Албанский эпос тесно связан с эпосом славянских народов. Албанский народ поёт о «юнаках», олицетворением храбрости и мужества к-рых являются такие мифические герои, как Муйо и Ха-лили, Дьердь Элез Али и др. Эпические песни поют под аккомпанемент музыкального инструмента «ляхути» (типа гуслей). Они рассказывают о битвах между отдельными племенами северо-западной части Балкан в древние времена, о богатырских подвигах албанских воинов в битве на Косовом поле в 1389, о Скандербего, о борьбе против турок, о независимости Албании. Чрезвычайно богата народная поэзия па темы национально-освободительного движения 1939—44, о руководителе албанского народа Энвере Ходжа, о народных героях, отдавших свою жизнь в борьбе против фашистских оккупантов, о великом друге албанского народа И. В. Сталине, о Советском Союзе. После освобождения страны народный эпос обогащается песнями о восстановлении страны, строительстве новой, счастливой жизни, о силах парода, борющегося за мир и т. д. Исторические песни тесно связаны с песнями богатырскими, и иногда трудно первые отличить от вторых. В богатырских песнях ноют о тех храбрецах, к-рые с оружием в руках защищали свою землю, дом, племя, родину, свою честь и честь своих друзей от неприятеля. В Албании сохранился обычай оплакивать умершего песнями. В районе Курвелеш возникли песни, берущие своё начало из нричитапий матерей партизан, погибших во время национально-освободительной борьбы. Албанские лирические песни отличаются разнообразием и красотой мелодий. Среди лирических песен следует отметить песни албанских эмигрантов, тоскующих по своей матери-родине. Эти песни особенно распространены в южной части Албании, откуда была большая эмиграция. Обрядные песни албанцев имеют много общего с обрядными песнями соседних балканских народов. Эти песни связаны с давнишними обычаями, с пережитками старинных верований. Среди обрядных песен особый интерес представляют плясовые, сопровождающие каждое народное празднество в Албании и до наших дней. Широко распространены устная сатира и народные рассказы. Популярным героем фольклора является Насреддин Ходжа", легенды о к-ром живут еще со времён турецкого завоевания. Албанский фольклор представляет большой интерес как ценнейший материал для изучения истории и культуры не только албанского народа, по и других народов. Лит. А л и б а л и Ю., Албанская литература. «Новый мир». 1947 № 3; Rrota P. J.. Letratyra Shqli e i ёг shkolla te mesme, Shkoder, 1925; Legrand L. et Guys H., Bibliographic albanaise. Description raisonnee des ouvrages publies en albanaisou relatifs a l'Albanie du 15-me sii'icle 5 I'annee 1900. P.-Athenes, 1912; Meyer G., Ober Srra-che und Literatur der Albanesen, «Nord und Sud», bres-lau, 1883, H. 71; Larabertz M., Albanishes Lesebuch, Tl. 1— 2, Lpz., 1948. В А. имеется богатый фольклор — эпические поэмы о богатырях, исторические песни. Первый сохранившийся памятник албанской письменности — «формула крещения» (1462) епископа Паля Энгели. В 1555 вышла первая книга на албанском языке — «Мэшарн» Гьона Бузуку. В 16—17 вв. писали гуманисты П. Буди, ф. Барде, П. Богдани, М. Барлети («История жизни и подвигов Скандербега», 1508—10). В 18 в. в гг. Воскопое, Эльбасане и Верате развивалась дидактико-религиозная литература на греческом языке (Т. Кавальоти, Д. Тодри). Стихи и поэмы поэтов-"бейтеджи" 18—19 вв. (писавших на албанском языке арабским алфавитом) Н. Фракулы, Х. Зюко Камбери, М. Чами сыграли значительную роль в борьбе против турецкой ассимиляции, С 16 в. развивается т. н. литература ароерешей (албанских эмигрантов в Южной Италии). Литература эпохи национального возрождения развивалась под знаком романтизма. Борьба албанского народа против турецкого ига усилила интерес к народному творчеству. Среди албанских писателей 19 в. выделяются И. Де Рада (поэмы «Песни Милосао», 1836; «Песни СерафиныТопии», 1839—43; « Несчастный Скандербег», 1886), Г. Дара-младший (поэма «Последняя песнь Балы», 1887), 3. Серембе, А. Сантори, В. Стратико, а также прозаик и переводчик К. Кристофориди, фольклористы Т. Митко и С. Дине, публицист Сфрашери, поэт В. Шкодрани (П. Васа). Одним из основоположников новой литературы был Н. Фрашери (поэма «Стада и пашни», 1886; поэтический сборник «Летние цветы», 1890; поэма «История Скандербега», 1898). Выдающимися поэтами-реалистами начала 20 в. были А. Чаюпи, выступивший за объединение албанцев, против религиозной розни, с призывами к борьбе за национальную свободу (сборник «Отец Томори», 1902, памфлет «Салоникский клуб», 1908; комедия «Четырнадцатилетний жених», 1902) и Н. Мьеды (поэма «Плач соловья», 1887; сб. «Ювенилия», 1917). Видные поэты А. — Асдрени (А. С. Дренова) (сборники «Лучи солнца», 1904, «Мечты и слёзы», 1912, «Псалмы изгнанника», 1930), Ф. Широка, Л. Гуракучи, Р. Силичи; прозаики М. Грамено и др. Шовинистические тенденции характерны для творчества поэта Г. Фишты. Прогрессивную литературу представлял Ф. Ноли, автор «Истории Скандербега» (1921), лирических и политических стихов. В 20—30-е гг. выступили прозаики Ф. Постоли, Х. Стермили, поэт и прозаик-реалист Мигени (М. Д. Никола, 1911—38; сборник «Свободные стихи», 1936). В 30-х гг. в литературе утверждаются социальные мотивы, В годы 2-й мировой войны 1939—45 в А. развивалась национально-освободительная партизанская поэзия; известна поэма Ш. Мусараи «Эпопея Балы Комбетар» (1944). После освобождения от оккупации в литературе А. продолжает разрабатываться тема народной войны против итало-немецких фашистов (поэма Ф. Гьяты «Песня о партизане Бенко», 1950; роман Д. Шутеричи «Освободители», 1952—55; П. Марко «Последний город», 1960). Одновременно возникает тема социального преобразования жизни (поэтический сборник И. Кадаре «Мой век», 1961; роман С. Спассе «Они были не одни», 1952; «Афродита снова в деревне», 1955; Ф. Гьяты «Болото», 1959; «На берегу озера», 1961). В конце 50—60-х гг. появляются автобиографические повести и романы, книги, затрагивающие различные события истории А.: повесть Д. Шутеричи «Гурнецка» (1957), романы В. Коконы «На волнах жизни» (1961), Я. Дзодзы «Мёртвая река» (1965). Лит.: Historia е letёrsisё shqipe, v. 1 — 2, Tirane, 1959; Серкова Т.Ф., Поэзия итальянских арберешей и проблемы албанского романтизма. Сообщение на 1 конгрессе балканских исследователей, М.,1966. Становление албанской литературы началось в 19 в., но сохранилось немало текстов более раннего времени. Римско-католическая крещальная формула на албанском языке была опубликована в 1462, а сохранившийся отрывок перевода Нового Завета некоторые ученые датируют 14 в. Старейшей албанской книгой считается католический требник, опубликованный в 1555 священником по имени Бузуку. Тексты, опубликованные до 1800, представляли собой по большей части религиозную литературу или словари и печатались в Италии. Наряду со скудной печатной словесностью, существовала и развивалась богатая традиция устного литературного творчества. Середина 19 в. ознаменовалась возникновением нового литературного движения, вдохновлявшегося духом национализма, охватившего бóльшую часть Европы. Во времена турецкого владычества не дозволялись ни албанские школы, ни книгопечатание на албанском языке, так что литературная деятельность в основном происходила за рубежами страны. Важнейшие культурные центры находились в Италии, где в Калабрии и на Сицилии осело много албанцев. Из этих землячеств вышло немало поэтов и ученых, писавших на южноалбанском наречии. Наиболее влиятельными из этих авторов были Иероним де Рада (1814–1903) и Д.Камарда (1821–1882). Де Рада был поэтом и вдохновенным проповедником национального самосознания; Камарда выступил первопроходцем в научном изучении албанского языка и фольклора. Кроме книг, оба издавали газеты и журналы, привлекая к участию других патриотически настроенных литераторов. К числу последних принадлежали и два поэта, писавших изысканные лирические стихи, – Зеф Серембе (1843–1891) и Зеф Скиро (1865–1927). Еще один важный центр албанской культурной и литературной деятельности в последние два десятилетия 19 в. – Константинополь, где много лет жил и работал Н.Фрашери (1846–1900), крупнейший поэт-романтик патриотического направления. Некоторые его произведения, например История Скандербега (поэтическая хроника великих свершений героя албанского средневековья), патриотичны и назидательны. Наиболее яркое выражение творчество Фрашери получило в буколической поэмеСтада и пашни. В конце этого периода творил корифей албанской литературы, священник и поэт Г.Фишта (1871–1940). Более всего известна его эпическая поэмаЛютня гор, повествующая о трудах и горестях свободолюбивых соотечественников. Поэма написана восьмисложником, характерным для албанской народной поэзии, и многие отрывки из нее перекочевали в устное творчество. Даже в самом беглом обзоре нельзя обойтись без упоминания еще двух значительных и влиятельных авторов – Ф.Коницы (1875–1952) и Ф.С.Ноли (1882–1965). Оба провели бóльшую часть жизни в Соединенных Штатах и в культурном отношении были самыми космополитичными и искушенными литераторами своего поколения. Блистательный переводчик, поэт, историк и музыкант, Ноли был также религиозным и политическим деятелем. Коница в начале 20 в. издавал в Лондоне журнал «Албания», печатавший материалы на английском, французском и албанском языках и сыгравший важную роль в культурной составляющей националистического движения. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в поэзии и прозе зазвучали новые голоса. Л.Порадеци (р. 1899) и Э.Количи (р. 1903) положили начало новейшему направлению в албанской литературе. Порадеци многому научился у поэтов-романтиков 19 в., особенно у Н.Фрашери, хотя, в отличие от последнего, не столько воспевал легендарных героев, сколько предавался юношеским грезам о любви, озерах и холмах, о цветах и холодных горных ручьях. Некоторые из лучших его сочинений вошли в сборник Танец звезд. Замечательный мастер стихосложения, Количи вошел также в число лучших современных албанских прозаиков. В свои рассказы он привнес поэтическую интуицию и мастерство отменного стилиста. В 1930-е годы в Албании царило небывалое политическое и социальное брожение. Старинные предания и привычные стереотипы мышления не выдерживали столкновения с новыми веяниями смутного времени. Крошечная Албания уподобилась сейсмографу, отзывавшемуся едва ли не на все потрясения в странах европейского континента, будь то экономический кризис, наступление фашизма или Гражданская война в Испании. Усомнившись в традиционных ценностях, писатели нередко отвергали какие-то из них, в особенности достояние «отцов», цеплявшихся за идеалы и убеждения минувшего века. Некоторые молодые поэты, в т.ч. Д.Шутеричи (р. 1915) и П.Марко, отбросили и язык, и метрику романтической поэзии и обратились к освоению совершенно новых тем. Важную роль в это время играли литературные журналы «Иллирия» и «Албанский порыв». Это литературное обновление оборвали оккупация Албании Италией в 1939 и Вторая мировая война. Многие молодые литераторы замолчали, иные угодили в тюрьмы; некоторые покинули родину. Э.Количи вошел в фашистское правительство. Коммунистический режим открыл очередную главу в истории новейшей албанской литературы – социалистический реализм: и проза, и поэзия обязаны были всецело служить идеологическим целям. Д.Шутеричи, еще до войны ставший известным поэтом, проявил себя как один из ведущих коммунистических романистов послевоенного периода, выпустив двухтомное произведение под названием Освободители. Он опубликовал также много стихов и немало рассказов. Известность получили также Ф.Гьята (р. 1922) и И.Кадаре (р. 1934). Первый написал несколько романов, в том числе Топь. Кадаре в Генерале армии мертвецов и других романах сумел освободиться от шор официальной коммунистической доктрины и писал, как подсказывали ему его собственные убеждения. Хотя в первые послевоенные годы книги многих прежних писателей были под запретом, после смерти Сталина в 1953 в культурной политике партии произошли определенные сдвиги и стали печататься некоторые литературные произведения докоммунистической эпохи. С цензурой и идеологической регламентацией покончили лишь демократические преобразования 1990–1991. |
Loading
|