|
Музыка и танец в АлбанииНародная музыка А. отличается большим разнообразием местных музыкальных стилей, начиная от простых мелодии пентатонною склада (на ссноье пятистуненной гаммы) и кончая развитыми, бмато орнаментированными мелодиями с ьснользовангем характерного интервала увеличенной секунды. При яркости и выразительности мелодическою рисунка и простоте строения, а-ьбапские народные тени часто основаны на неравномерной ритмике, возникающей при включении одной трёхдольной группы в ряд двудольных групп (такты •''/„, '/s и др.). Очень часто албанские песни исполняются на три голеса, причём нижний голос (бас) тянет выдержанный тонический звук. Исполняются песни обычно в сопровождении струнных (щипковых и смычковых) инструментов, включая скрипку. Среди пые инструментальной албанской музыки можно отметить пастушеские наигрыши. "Многовековый турецкий гнёт препятствовал развитию албанской музыки. Неблагоприятные условия существовали также при антинародном режиме Зогу и затем в тяжёлое время итальянской и немецкой фашистской оккупации. Развитие партизанскою движения вызвало появление новых несен о подвигах народных героев (песни С. Папаристо и других). Широкое распространение в этот период получили в А. мелодии советских массовых песен, исполнявшиеся с новыми албанскими текстами. Каждой отличившейся бригаде и дивизии албанской народной армии посвящены песни или марши (напр. марш композитора Кристо Коно в честь 2-й ударной бригады, освободившей от оккупантов гор. Корча). Бурный подъём жизни в А. после её освобождения обеспечивает широкое развитие её национального искусства. В Тиране открыт Художественный лицеи с отделениями драмы, музыки и живописи; количество кинотеатров, по сравнению с довоенным периодом, увеличено вдвое; работает радио, основан симфонический оркестр, часто исполняющий произведения русских классиков и советских композиторов, проводятся концерты Государственного народного^ хора, балета, духового оркестра, хора албанской народной армии, широко развивается музыкальная и театральная самодеятельность, организуются фестивали народной песни и танца. Появились оркестровые сочинения, хоровые песни, романсы и т. д. К. Коно, автором ряда муз. пьес (в т. ч. «В еловых рощах Дре-новы» для оркестра, «Песни о Москве» и др.), написана музыка к кинофильму «Новая Албания», выпущенному в СССР. Видным композитором А. является также Константин Трако, автор многих песен. Лит.: Коно К., Музыкальная жизнь в Албании, «Советская музыка», 1948, № 10. Народная музыка А. отличается стилистическим разнообразием, характерным для отдельных районов страны. Наряду с мелодиями диатонического склада чётного размера существуют песни с присущими восточной музыке ходами на интервал увеличенной секунды и сложными метрическими образованиями с самой различной группировкой. Нередко встречаются напевы, основанные на пентатонике. Часто песни исполняются на 3 голоса с сопровождением инструментов (чифтели и ляхута — струнные; гайда — род волынки; зумаре, фюэлы — духовые, а также скрипка, кларнет, бубен). Профессиональная музыкальная культура получила своё развитие после установления в А. народно-демократического строя. В 1947 в Тиране открылся Художественный лицей им. И. Мисья с музыкальным отделением. В Тиране имеются филармония (1950), Государственный театр оперы и балета (с балетной школой при нём, 1956), Хор Народной армии (1944). К первым произведениям албанской профессиональной музыки относятся оперетта «Заря» К. Коно, его же вокально-симфоническая поэма «Герои Боровы», увертюра на народные албанские темы Д. Леки, оратория К. Трако, 1-я симфония Ч. Задеи и др. В 1954 поставлена первая албанская опера «Мрика» П. Яковы, в 1960 — опера «Весна» Т. Дайи. В 1963 состоялась премьера первого национального балета «Халиль и Хайрия» Дайи, затем балетов «Делина» Задеи, «Партизан» К. Ляры. В 1968 в Тиране поставлена опера «Скандербег» П. Яковы. Лит.: Коно К., Музыкальная жизнь народной Албании, «Советская музыка», 1952, №5; Лека Д., Мир — это творчество, «Советская музыка», 1952, № 5. В Албании сохраняются богатые традиции музыкального фольклора с местными стилистическими и жанровыми особенностями. Для албанской народной музыки на севере характерен гомофонический (одноголосый) строй; большое место в песенном фольклоре здесь занимают эпические сказания, воспевающие национальную честь и героев освободительной борьбы. Музыка Южной Албании более мягкая и полифоничная по природе, часто исполняющаяся на несколько голосов и в сопровождении инструментов. Наиболее распространены музыкальные инструменты: струнные (чифтели, шарки, саз и ляхута), духовые (зумаре, фюэл – род свирели; гайда – род волынки), ударные (бубен, барабан). Типичны тоскские ансамбли из четырех или пяти инструментов (скрипка, кларнет, аккордеон, ляхута и дэф – вид тамбурина), исполняющие народную музыку и аккомпанирующие танцам. Сохраняется богатый танцевальный фольклор, распространены хороводные танцы, особенно в деревнях. Раз в четыре года проводится Национальный фестиваль фольклора. В столице и в деревнях ежегодно устраиваются разнообразные фестивали песни и танца. Наиболее известные исполнители народной музыки конца 20-ого века – Тефта Ташко (Tefta Tashko), Мария Палуца (Maria Paluca) и Гьёргья Филце (Gjorgjija Filce). За сохранением традиционного культурного наследия следит Институт народной культуры в Тиране. Профессиональная музыкальная культура появилась после Второй мировой войны. Одно из первых произведений албанской профессиональной музыки – оперетта Заря К.Коно. В 1963 состоялась премьера первого национального балета Халиль и Хайрия Дайи. С концертами выступают симфонические оркестры Тираны (Симфонический оркестр радио и телевидения и Симфонический оркестр Театра оперы и балета). Албанская опера и балет выступают с гастролями как, так и за рубежом. В конце 20 в. в Албании появились современные направления музыки (поп, рок, рэп и др.). Столица Албании, Тирана, считается родиной алб-попа, музыкального течения, в котором ощущается цыганское влияние. Наиболее известные исполнители алб-попа: Мерита Халили, Парашкеви Симаку и Мислим Лели. |
Loading
|